Растительным маслом Украина обеспечена "под завязку"
В 2005/2006 маркетинговом году производство подсолнечного масла в Украине оценивают в 1,9 млн. т, его большая часть — 1,4 млн. т — идет на экспорт. Основные направления — Швейцария, Россия, Голландия. Еще Украина успешно экспортирует непопулярные у нас соевое (в Беларусь, Россию, Монголию, Молдову, Узбекистан) и рапсовое (Узбекистан, Англия, североафриканские страны) масла. Растительным маслом Украина обеспечена "под завязку". Считается, что нынешние мощности масложировых предприятий используются не полностью — в среднем до 90%. Основным импортом является оливковое масло из Испании...
Производство и марки
Можно выделить три основных региона, лидирующих в производстве растительного масла в Украине, — юго-восток, центр и юг. На юго-востоке это Днепропетровщина, имеющая несколько общенациональных продуцентов: Днепропетровский маслоэкстракционный завод (ДМЭЗ), основной акционер которого — транснациональная компания Bunge Limited с торговой маркой "Олейна", Днепропетровский крахмалопатоковый завод (ДКПЗ) и ООО "Терра".
К юго-восточной группе отнесем и крупнейших производителей Луганщины, Харьковщины, Запорожской области. Это например, "Агротон", сменивший недавно название своей продукции. "Евротек", который владеет контрольными пакетами акций двух крупных маслоэкстракционных заводов — Приколотнянского и Волчанского — и выпускает масло под брэндом "Стожар". Пологовский маслоэкстракционный завод, который помимо марки подсолнечного масла "Славія" внедряет технологии переработки семян сои, рапса и клещевины с выпуском масел для экспорта в СНГ и дальнее зарубежье.
На юге выделяются херсонский "Чумак" с одноименной торговой маркой и Одесский МЖК, который производит масло под маркой "Сонячна долина". На Кировоградщине надо отметить небольшие, но успешные структуры: ЧП "Курята", выпускающее торговую марку "Ятрань", и "Виктор и Ко" с претенциозным брэндом "Королівський смак". Здесь же начал раскрутку новый крупный оператор — компания "Креатив" с марками "Дивное", "Сонола". Третья группа — центральные области: Киевская и Полтавская. В Полтаве базируются гиганты — Полтавский МЭЗ группы "Кернелл" и компания "УкрОлія". Киев представлен компанией "Славолія" и крупными частниками — ЧП "Скиба" и ЧП "Тарасюк" — хозяевами брэндов "Сонечко" и "Маслятко".
Брэндовая политика
Всего можно выделить порядка 10—15 общенациональных брэндов, периодически теснящих друг друга. Это иногда приводит к отказу от ставших непопулярными названий. Например, луганское ООО "Агротон" сменило вывеску и пытается продвигать марку "Мелисса". Каждый из крупных производителей имеет один, максимум два брэнда, некоторым удалось прочно вживить их в сознание потребителя ("Чумак", "Олейна", "Сонечко"). Кому-то повезло меньше, поэтому они продвигают несколько марок. Группа "Кернелл" помимо "Любоньки" раскручивает свою версию "Щедрого Дара", а "УкрОлія" двигает три марки — "Хуторок", "Маслинка" и "Диканька". Производители юго-западных областей предлагают масло под претендующими на элитность названиями — запорожские "Лорелейна" (ЧП "Бондаренко"), "Лагода" ("Борис ЛТД") и др. В Черниговской области популярны нерафинированные масла "Сонечко" и "Ятрань", а также львовская марка "Майола".
Иногда случается, что одно предприятие выпускает два брэнда, из которых один принадлежит собственно ему, а другой — акционерам. Скажем, ДМЭЗ, производя "Олейну" — марку, принадлежащую Bunge, продуцирует и свою "Золоту Краплинку". Вместе с тем в производстве масла не слишком распространены работы "под заказ", которые характерны для других пищевых рынков. Один из немногих примеров: полтавская "УкрОлія" заказывает некоторые свои марки Знаменовскому комбикормовому заводу.
В последнее время заметна важная, не отмеченная в экономической прессе тенденция. Гиганты производства типа "Чумака" и Bunge уступают мелкорозничный рынок структурам под скромными вывесками "частных предпринимателей". К тому же раскрученные марки продолжают подделываться теневиками. И если до супермаркетов продукция разных ЧП не доходит и там предлагаются лишь 3—5 солидных брэндов, то на рынках и даже в средней руки гастрономах неизвестно чьи изделия занимают лучшие места, чем их более "именитые" и дорогие конкуренты.
Список популярных марок, актуальный к началу прошлого года, мало изменился. Почти по трети рынка к началу 2005 года занимали марки "Чумак" и "Олейна", и примерно по 8—12% — продукция "Стрелецкой Степи" ("Щедрый Дар") и марки "Славолія". Далее следовали кукурузное масло "Мрія" (до 7% рынка), подсолнечное "Кама" (до 3%) и масла "Сонечко", "Ятрань", "Золотко", "Від дідуся", "Подол", "Славія", "Агротон". Остальные занимали примерно треть рынка. В 2006 году к упомянутой четверке "прибились" марки "Стожар" (от "Евротека") и "Славія" (от Пологовского МЭЗ). Стали заметнее и не упоминавшиеся ранее в списке "Маслятко", "Любонька", "Золота Краплинка". Правда, их лидерство безоговорочно лишь в "мегаполисных" супермаркетах, куда другие марки не допускаются. На базарах и в мелкой рознице крупных городов, а тем более в провинции, им приходится жестко конкурировать с десятком марок и полусотней мелких брэндов.
Экспорт и транснациональные компании
В Украине присутствуют несколько транснациональных компаний. Например, Bunge Ukraine является подразделением крупнейшей одноименной корпорации, которая представлена в 30 странах мира и занимает в мировой переработке масличных культур почти 20%. Сейчас главный офис международного концерна расположен в Нью-Йорке. Общий объем инвестиций Bunge в Украине составил $165 млн. Bunge является также ведущим зерноэкспортером из Украины. В данный момент компания ведет строительство маслоперерабатывающего завода в Ильичевске, который, согласно планам, должен стать крупнейшим предприятием в Европе. Кроме того, строится завод в Воронеже (Россия), после введения в эксплуатацию которого компания сможет направить большее количество продукции Днепропетровского маслоэкстракционного завода (МЭЗ) на украинский рынок, а не на экспорт в Россию и Казахстан. К слову, Украина традиционно экспортирует не масло, а сырье — семена масличных культур. Продажей за рубеж готовой продукции могут похвастаться единицы, которые оказались под крылом транснациональных корпораций.
Второй присутствующий у нас транснационал — Cargill-Украина — тоже является в первую очередь зерноэкспортером. С начала века компания наладила производство на заводе по обработке семян подсолнечника, запущенном в рамках закона о специальных экономических зонах в Донецкой области. Завод этот явно не периферийный — посмотреть на его работу несколько лет назад приезжал президент американской компании и все ее высшее руководство.
В Украине Cargill считают лидером среди поставщиков украинского шрота и жмыха подсолнечника на внешние рынки. Компания напрямую работает с сельхозпроизводителями по поставкам сырья и финансированию сельхозпроизводства. В последний год она решила усилить позиции в маслопроизводстве. В середине 2005 года у компании "Чумак" был выкуплен комплекс по производству нерафинированного подсолнечного масла в Каховке (Херсонщина) мощностью свыше 1,2 тыс. т в сутки. Таким образом, можно ожидать расширения присутствия компании в украинском маслопроизводстве.
"Неподсолнечные" масла
Что касается других видов масел, например, кукурузного, то его продолжает поставлять лишь один завод — Днепропетровский крахмалопатоковый, а его марка "Мрія", не имеющая конкурентов, представлена во всех регионах. Соевое и рапсовое масла в продаже не замечены. Льняное (от мелких операторов) изредка появлялось, но сейчас оно также незаметно. Оливковое же масло — удел испанских фирм R. Salgado, A.A. Seville или итальянской Costa-d-Oro. Изредка здесь пытаются делать бизнес греки, например, критская АВЕА. Кстати, это единственные на сегодня производители, отпускающие масло в стеклотаре на нашем рынке. Импортеры представлены, как правило, в супермаркетах, реже — в небольших магазинах (как испанская марка Espanola).
Мелкие продуценты, пакующие продукцию во вторичную тару сомнительного качества, ослабили позиции. Но они остались на базарах, а в райцентрах некоторых регионов их продукция вполне легально лежит на лотках.
Качество и тенденции
Пару слов о качестве продукции. Требования россиян к перестандартизации украинской масложировой продукции были не так надуманны, как казалось на волне кризиса межгосударственных отношений. Известно, что за исключением производства транснационалов (Bunge, "Кернелл") украинская продукция, как правило, пока не отслеживается на предмет вредных примесей, сопровождающих "полезные" компоненты растительных масел. Например, трансизомеров (вредный природный компонент растительных жиров). В ЕЭС содержание трансизомеров в масле не должно превышать 8%, а в скандинавских странах — 2%. Известно, что в Украине лишь разрабатываются стандарты и норм пока не существует вообще. В результате, как считают эксперты, большинство маслопродукции содержит повышенный уровень трансизомеров, что может угрожать здоровью потребителей. Кстати, без принятия новых стандартов Украина будет иметь проблемы не только с санслужбами России, но и со вступлением в ВТО.
Общей угрозой для производителей считают грядущий дефицит семян. В первую очередь это касается подсолнечника. С этой проблемой продуценты столкнулись еще в 2004 году, когда дефицит вдруг вырос с 180 тыс. т аж до 1,56 млн. т. В прошлом году дефицит оценивали более чем в 2,25 млн. т. Еще хуже, по данным Marketing, перспективы 2006-го и 2007 годов — соответственно, свыше 3,2 и 2,85 млн. т. Сказывается истощение почв после интенсивных посевов последних лет, а также бурный рост производства после введения антиэкспортной пошлины на семена. Кстати, те же проблемы испытывают российские производители.
Ситуация с производством и продажей украинского растительного масла, видимо, останется стабильной, а Украина продолжит закрепляться в роли крупного мирового ока. Судя по активности здесь западных транснационалов (при сравнительной неактивности российских групп), они планируют и далее инвестировать в маслопроизводство, и уже известны случаи столкновения интересов или сращивания с крупными местными структурами.
Тенденция последнего года — мощная, поддержанная грамотной рекламой (с привлечением певицы Софии Ротару) удачная экспансия марки "Стожар" от Приколотнянского МЭЗ. Также наблюдается постепенный частичный переход раскрученной "Стрелецкой Степью" марки "Щедрый Дар" на баланс полтавской группы "Кернелл".
Инф. versii
e-finance.com.ua