Киевский рынок каминов демонстрирует бурные темпы роста. По мнению ритейлоров, этому способствует развитие коттеджного строительства в столице и ее пригородах, а также популяризация электрокаминов, устанавливаемых в киевских высотках. Впрочем, доходы салонов от этого существенно не выросли: из-за ужесточения конкуренции они вынуждены поступиться рентабельностью бизнеса, забыв о былых сверхприбылях.
Столичный рынок каминов начал расти стремительными темпами. По оценке экспертов, в нынешнем году его емкость увеличится по сравнению с 2005 г. на 70%, достигнув в денежном выражении $60 млн. Одной из главных причин бурного развития рынка эксперты считают повышение спроса на электрокамины, доля которых выросла за последние два года с 2–3 до 20%. В салонах объясняют эту тенденцию как расширением ассортимента производителями, так и спросом со стороны жителей многоэтажек, зачастую использующих данные изделия в качестве элемента декора. «Некоторые покупатели предпочитают устанавливать электрокамины и в загородных домах, так как они являются дополнительным обогревателем, но при этом безопасны для детей», — поясняет коммерческий директор салона «Печи и камины» Наталья Руденко. Другой причиной бурного роста рынка она считает развитие коттеджного строительства в столице и пригородах, поскольку многие владельцы такого жилья устанавливают дровяные камины. А директор киевского представительства торговой группы «Премьер камин» Александр Балендор добавил, что на рост популярности дровяных каминов повлиял постепенный переход на использование более простых в монтаже и эксплуатации закрытых заводских топок, тогда как ранее при обустройстве так называемых открытых каминов клиенты полагались лишь на профессионализм мастера.
Впрочем, участникам рынка эта ситуация особых дивидендов не принесла: на фоне динамичного повышения спроса они констатируют резкое падение рентабельности их бизнеса. По словам директора салона «Камины» Сергея Ваткина, еще несколько лет назад в столице работало всего три-четыре специализированных салона, которые могли накручивать на реализации до 150% стоимости изделия. Сейчас же в Киеве насчитывается 14 специализированных салонов, крупнейшими из которых являются «Камины», «Печи и камины», «Премьер камин», «Интерес», «Ремикс» и «КВС». «Ежегодно их количество пополняется одним-двумя магазинами. Кроме того, серьезную конкуренцию стали составлять строительные супермаркеты и обработчики мрамора», — говорит заместитель коммерческого директора компании «Интерес» Лора Гняздовская. Солидарен с ней и директор по маркетингу сети супермаркетов «Новая Линия» Юрий Михайленко. По его словам, камины в супермаркетах сети появились всего год назад, но сейчас руководство компании намерено вдвое расширить ассортимент этих изделий.
«Вследствие увеличения предложения продавцам пришлось снизить розничные цены и забыть о высоких заработках», — констатирует г-н Ваткин. Это подтверждает и директор компании «СК «Мрамор» Леонид Алексеенко, добавивший, что если три года назад дровяной камин обходился покупателю в среднем в $7 тыс., то на сегодняшний день такую же модель можно приобрести за $4,5–5 тыс. Другие ритейлоры отметили, что, помимо общего падения розничных цен, некоторые компании начали демпинговать, предоставляя в случае заказа полного спектра услуг существенные скидки. «Компенсировать доходы не поможет и сопутствующий в таких случаях бизнес — монтаж каминов. Если стандартная стоимость установки в компаниях составляет $500, то нелегальные бригады готовы выполнять эту работу за $200–300. Учитывая, что они сейчас переживают свой пик, можно говорить о неком оттоке клиентов», — подытожил комментатор, пожелавший остаться неназванным.
Инф. dsnews
e-finance.com.ua