Столичные химчистки решили испытать тягу киевлян к чистоте гривней — в этом году большинство из них либо повысили стоимость своих услуг, либо планируют это сделать в ближайшее время. Результаты не заставили себя долго ждать — вместо ожидаемых 30% роста они получили в лучшем случае всего 10–20%. Несмотря на это, темпы развития сети химчистки не сбавляют, что уже в обозримом будущем может привести к перенасыщению рынка.
Клиенты пошли на убыль
Бум спроса на услуги химчисток, о котором еще в прошлом году заявляли эксперты, констатируя 30%-ный прирост рынка, похоже, начал спадать. У представителей компаний нет единого мнения о динамике отрасли в нынешнем сезоне, но в любом случае она ниже прогнозируемой. В сети «Снежинка» утверждают, что увеличение клиентской базы составило 20%, в «Ун моменто» говорят о цифре в 12%, на фабрике-химчистке «Оксамит» — 10%, тогда как в конце прошлого года сегменту прочили не менее 25–30%. Совладелица химчистки «Альберти Анжело» Светлана Лебедева вообще считает, что рынок в этом сезоне развивается исключительно за счет прошлогодних заказчиков. «Ожидаемого притока новых клиентов не произошло. За год благосостояние части горожан снизилось, соответственно, они не включают чистку, которая всегда считалась атрибутом роскоши, в список своих расходов», — отмечает она. По словам г-жи Лебедевой, уже сейчас можно говорить о сокращении клиентской базы на 7–10%. Специалисты сходятся во мнении, что наблюдающаяся тенденция — прямое следствие удорожания услуг химчисток. Большинство компаний из-за повышения тарифов на воду и электроэнергию, увеличения аренды и заработной платы персонала подняли цены для потребителей на 15–20%. Но Светлана Лебедева уверена, что динамика стоимости услуги должна составлять не менее 40%. «Другой вопрос, что большинство сетей не решатся сразу повысить цены так резко, поступившись собственной рентабельностью», — полагает она.
Как считает председатель правления ОАО «Фабрика-химчистка «Оксамит» Анатолий Жук, удорожание химчистки в столице неминуемо, поскольку 15% в ее себестоимости занимают расходы на электроэнергию и до 30% — на воду. Причем не исключено, что в ближайшее время чистка вырастет в цене не на символические 10–20%, что наблюдается сейчас, а в два раза. Это может привести к отказу от этой услуги как минимум 20% сегодняшних пользователей. В первую очередь, речь идет о наименее платежеспособных киевлянах. Чтобы компенсировать будущие потери, компании уже сейчас пытаются привлечь хотя бы малую часть богатых заказчиков, предлагая им дополнительные услуги (к примеру, индивидуальная чистка, когда вещь обрабатывается не в общей партии, или чистка эксклюзивных вещей). Выгода для чистильщиков очевидна — за VIP-сервис клиенты готовы платить по двойному тарифу.
Директор сети «Снежинка» Надежда Веденеева полагает, что ныне вовсю идет передел клиентов — тогда как одни компании теряют заказчиков, другие, наоборот, продолжают наращивать базу. Сегодня практически все фирмы ищут свою нишу и ориентируются на ту или иную аудиторию. Отсюда — огромная разница в расценках. К примеру, стандартный мужской костюм в столице можно почистить по цене от 50 до 110 грн., то есть тарифы разнятся более чем на 100%. И при этом каждая услуга находит своего потребителя. Анатолий Жук утверждает, что наиболее массовыми и перспективными для развития являются услуги для среднего класса. «Богатая клиентура уже поделена, а малообеспеченные киевляне, учитывая удорожание жизни и угрозу повышения коммунальных тарифов, вряд ли будут часто посещать чистку», — считает он.
Чистоты много не бывает
Но даже осознание того, что в ближайшее время большинству компаний придется потуже затянуть пояса, не заставило химчистки сбавить темпы развития своих сетей приемных пунктов. Если два года назад их в столице насчитывалось не более 200, то сегодня их количество близится к 400. В то же время массовое появление так называемых квартальных химчисток (цеха в каждом микрорайоне), которое прочили рынку ранее, пока откладывается. Эксперты связывают инертность потенциальных инвесторов с несколькими факторами — сложностью в согласованиях (по закону, химчистку нельзя размещать в жилой зоне) и высокой стоимостью оборудования. Минимальный набор техники обойдется в EUR50 тыс., что оправдывает себя только при условии постоянной загрузки. Этого квартальные химчистки, окруженные со всех сторон обычными приемными пунктами, не гарантируют. Так что в обозримом будущем рынок будет прирастать площадями, сохраняя практически тот же парк техники. В нынешнем сезоне получила свое дальнейшее развитие наметившаяся в прошлом году тенденция массового «похода» химчисток в ТЦ и супермаркеты. Так, Mister Well сотрудничает с «Мега Маркетом», «Альберти Анжело» — с «Эко маркетом», «Ун моменто» — с «Караваном», «Фуршетом», «Блеск» — с «Альта-Центром» и пр. Тем не менее радужной картинки, которую рисовали компании, только начиная осваивать сетевую розницу, на практике не получилось. Все больше чистильщиков считают, что приемные пункты в продуктовых супермаркетах себя не оправдывают. «Мы хотели открыть пункт в «Великой Кишене», но, проведя опрос потенциальных клиентов, выяснили, что они к такой идее относятся прохладно. В больших ТЦ, возможно, приемный пункт был бы более уместен, однако там очень высокие арендные ставки. Наиболее приемлемым вариантом остается открытие пунктов «по старинке» — возле ателье, парикмахерских», — поясняет Анатолий Жук.
Надежда Веденеева добавляет, что весьма привлекательными для компаний остаются новостройки. «Открывать пункты в новых районах просто необходимо, ведь это позволяет заполучить дополнительных клиентов. Так что в будущем крупные химчистки продолжат расширять сети», — прогнозирует она.
Представители химчисток утверждают, что один пункт дает возможность увеличить клиентскую базу на 2–3%. При этом затраты на их содержание относительно небольшие — до $5 тыс. в месяц. Поэтому стремление компаний добавлять количество пунктов понятно: несмотря на наметившиеся негативные тенденции, емкость столичного рынка остается весьма привлекательной и, по оценкам экспертов, достигает $25 млн в год. Кроме того, эксперты по-прежнему считают, что рынок заполнен не более чем на 50%, так что нынешнее «наращивание мышц» является своего рода попыткой застолбить за собой место на будущее. Но, как признает Надежда Веденеева, рассчитать сроки окупаемости пункта, количество заказов, которые он может обеспечить, весьма сложно. «Все зависит даже не от района или наличия по и конкурентов, а скорее от менталитета населения. Кроме того, нужно определенное время, чтобы люди привыкли к новому пункту», — поясняет г-жа Веденеева. Так что не исключено, что чистильщики в очередной раз просчитаются и рынок окажется перенасыщенным. В этом случае отрасли грозит ужесточение конкуренции и снижение рентабельности бизнеса.
Людмила Ксенз
Инф. dsnews
e-finance.com.ua