• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • Финансисту
  • Бухгалтеру
  • Малому бизнесу
  • Аналитика
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 9 сентября 2005 года
  • Национальные особенности бензина
    Опубликовано: 2006-10-04 15:14:10

    Рынок нефтепродуктов в очередной раз приблизился к периоду разброда и шатаний. Несмотря на небольшое удешевление бензина за последние недели, трейдеры прочат кризис. Причины: 1 октября экспортная пошлина на нефть в России повышается на $21,2 — до $237,6/т, а министр топлива Юрий Бойко обещает ввести пошлины на импорт нефтепродуктов в размере 10 евро за тонну бензина, 25 — дизеля. То есть отток импортного бензина из Украины или его удорожание гарантированы.

    Угадать причины, по которым Украина решила вернуться к ставкам на импорт, сложно. Официальная версия Минтопэнерго звучит примерно так: стимулирование работы отечественного производителя, который уступает российским и белорусским переработчикам. Кроме того, с бензомагнатами можно будет подискутировать на тему финансирования формирования трехмесячного (около 2 млн т) запаса нефти, позволяющего государству держать цену в пиковые периоды потребления. Неофициальная мотивация выглядит иначе: с запуском украинских заводов на полную мощность (сейчас работают два из шести) дефицитный госбюджет-2007 получит небольшую компенсацию (около 1 млрд грн. налогов) от миллиардных расходов, связанных с возвратом к свободным экономическим зонам (СЭЗ) и территориям приоритетного развития (ТПР). Последние, как утверждают недоброжелатели, особенно необходимы некоторым видным представителям действующей парламентской коалиции.

    Когда в мае 2005 г. Украина приняла нулевую ставку на ввоз нефтепродуктов, импорт вырос с 5 до 20%, из которых на А-95 пришлось 30%, дизтопливо — до 70%. Таким образом, за год страна получила в четыре раза больше хорошего бензина и дизеля, чем прежде. При этом существенно ужесточилась конкуренция, и отечественные заводы, качество продукции которых не всегда радует автомобилистов, снизили объемы переработки нефти в среднем на 16%. Тем не менее нынешние позывы к возврату местные нефтекомпании комментируют сдержанно. «Конкретного решения по пошлинам пока нет, поэтому говорить об этом преждевременно. Мы никогда не выступали за введение заградительных пошлин, а говорили о балансирующей или компенсирующей пошлине, которая позволила бы уровнять конкурентную среду для внешних и внутренних производителей на украинском рынке», — считают в «ТНК-Украина». В «Лукойл-Украина» положительно относятся к введению пошлин, отмечая, что заграждение целесообразно вводить на продукцию, которая выпускается в стране. «Ввод пошлин на высококачественный товар, соответствующий нормам Euro-3,4,5, который в Украине не производится, — это ограничение возможностей потребителей. В таком случае речь идет либо о снижении прибыли трейдеров, работающих с импортным топливом, либо об исчезновении зарубежного бензина и его замене отечественным продуктом. Такая ситуация будет первым шагом к диктату цен внутренними производителями. И совершенно не гарантировано, что при подобных обстоятельствах цены на украинский бензин не повысятся», — говорят в украинском офисе «Лукойла». В концерне «Галнафтогаз» сухо отмечают, что введение пошлин значительно ограничит доступ качественного импортного топлива на наш рынок. В целом эксперты сходятся во мнении, что объемы качественного товара в нашей стране снизятся ориентировочно вдвое. Есть другой вариант: бензин и дизель подорожают пропорционально уровню заграждения — на 6–15 коп. на литре.

    И отечественные, и зарубежные нефтяники неплохо зарабатывают на наших автолюбителях. По различным оценкам, прибыль с литра бензина колеблется в пределах 0,5—1 грн. Понятно, что поступаться своим доходом (равно как и местом под нефтяным украинским солнцем) зарубежные магнаты будут в последнюю очередь. И, наверное, единственным здравым решением для них станет оплата пошлин за счет потребителя. В качестве сдерживающего фактора для них могут выступить отечественные переработчики. Но если учесть опыт предыдущих лет, можно предположить, что они, как всегда, по-дружески отзывчиво отреагируют на предложение заменить цифры на стелах АЗС.

    При таком развитии событий единственным регулятором цены будет украинское правительство. Наблюдая в течение сентября перманентное снижение цен на нефтепродукты (за месяц литр А-95 подешевел на 15–20 коп. — до 4,55 грн.), которое удивительно совпало с разговорами о возврате пошлин, можно предположить, что определенным влиянием Кабмин таки располагает. Другое дело, что обе стороны открещиваются от каких-либо кулуарных договоренностей и вполне обоснованно списывают несвойственное для Украины явление на внешние факторы. «Мы видим, что подешевели оптовые партии импортного топлива и вслед за ними начали падать цены в рознице. Правда, оптовые партии дешевеют более значительными темпами, чем розничные. Если опт с начала месяца снизился на 9%, то в рознице адекватного движения вниз не произошло», — говорят в ТНК. По мнению «Галнафтогаза», скорее всего, в краткосрочной перспективе понижение цен продолжится, но будет зависеть от их динамики на мировых рынках и ресурсного накопления на украинском.

    Дмитрий Рясной

    Инф. dsnews

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    Электронная почта проекта: info@e-finance.com.ua
    Тел.: +380-50-441-7388

    bigmir)net TOP 100
    Яндекс.Метрика

    Яндекс цитирования
    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.