• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • Финансисту
  • Бухгалтеру
  • Малому бизнесу
  • Аналитика
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 9 сентября 2005 года
  • Автосервису все сложнее реагировать на рост продаж машин
    Опубликовано: 2006-10-04 15:15:53

    Рынок сервисных услуг оказался совершенно не готов к бурному росту продаж автомобилей. Дилеры о развитии сетей не позаботились, а «свободным» СТО восполнить дефицит, сложившийся на рынке, мешает недостаток кадров и повышающаяся стоимость бизнеса. Но увеличение денежной емкости автосервиса, которое в этом году обеспечат введение Еuro-2 и передача станциям полномочий на проведение техосмотров, наверняка активизирует потенциальных инвесторов.

    Сервис с колес
    По мере роста продаж автомобилей в Украине все более очевидным становится то, что рынок автосервиса не успевает дублировать успехи розницы. По мнению директора компании «VIP-авто групп» Валерия Коцупала, сегодня можно говорить о громадном дефиците СТО как в столице, так и регионах. Специалисты считают, что спрос на сервисные услуги превышает предложение как минимум на 20–30%. Причем данная тенденция наблюдается в самых разных категориях компаний, начиная от сервисных подразделений дилерских сетей, рассчитанных на гарантийное обслуживание новых машин, и заканчивая обычными СТО. «Как следствие, конкуренции как таковой нет, и каким бы ни было качество услуг станций, у них не иссякает поток клиентов. Кроме того, недостаточное предложение на рынке позволяет СТО обманывать клиентов и завышать цены. К примеру, бывают ситуации, когда на авто заказчика вместо новых запчастей устанавливаются бывшие в употреблении. В этом году некоторые фирмы подняли расценки на 15–25% (до 140–180 грн./час и выше), хотя особых причин для пересмотра прайсов не было», — говорит г-н Коцупал.

    Но в наиболее сложной ситуации, без преувеличения, сейчас пребывают владельцы новых авто, которые, по условиям гарантийного обслуживания, должны «наблюдаться» исключительно в сервисных подразделениях дилеров. Проведенный «ДС» опрос среди автолюбителей не позволил выделить хотя бы одну дилерскую компанию, на сервис которой не было бы никаких нареканий. Самые распространенные претензии — чрезмерно большие очереди к мастеру, длительные сроки выполнения работ, недостаточный уровень квалификации персонала, что сказывается на качестве ремонта, и при этом завышенная стоимость, расценки дороже, чем на «обычных» СТО, как минимум на 20–30%.

    Менеджер по связям с общественностью компании «Nissan Украина» Елена Маркова признает, что почти все перечисленные выше жалобы справедливы. «Действительно, сейчас большинство сервисных центров продавцов авто не справляется с наплывом клиентов. У нас очереди составляют две–три недели, нередко приходится долго ждать поставки запчастей. То, что сейчас происходит на рынке, — результат прошлогодней ошибки дилеров, которые недооценили темпы роста отрасли и инвестировали недостаточно средств в развитие сервисных сетей. Рекорды, демонстрируемые розницей в нынешнем сезоне, позволяют утверждать, что в следующем году ситуация с сервисом будет еще хуже, так как ажиотаж опять оказался для продавцов неожиданностью», — отмечает Елена Маркова. Вместе с тем она не усматривает в сложившемся дисбалансе злого умысла дилеров, которые стараются побольше продать, не думая о дальнейшем обслуживании техники. «Автосервис — не менее интересный для дистрибьюторов бизнес, чем собственно продажа. Рентабельность обслуживания и продажи аксессуаров на сегодняшний день составляют 65%», — поясняет она.

    И хочется, и колется
    Глава ВААИД Олег Назаренко считает, что главная проблема отечественного автосервиса состоит не столько в дефиците СТО, сколько в недостатке высококлассных специалистов. Система подготовки мастеров в настоящий момент оказалась полностью разрушенной. Большинство ПТУ закрыло соответствующие направления, заменив их более престижными и востребованными среди поступающих. Кроме того, качество подготовки специалистов учебными заведениями, ориентирующимися на устаревшие образовательные программы, уже не устраивает рынок. «Производители в качестве основных требований к дилерам выдвигают не только закупку необходимого перечня оборудования для мастерских, но и стажировку персонала. Однако, как показывает практика, обученных специалистов массово перекупают другие СТО или же они открывают собственное дело. Многие специалисты стараются перейти на офисную работу при первой же возможности, так как у нас сегодня профессия менеджера по продажам почему-то более престижная и высокооплачиваемая, хотя во всем мире наоборот», — рассказывает г-н Назаренко.

    По его мнению, именно человеческий фактор сдерживает потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в освоение весьма привлекательного бизнеса. «Только «официальную» часть автосервиса можно оценить в $300 млн в год, причем эта цифра ежегодно увеличивается на 50%, что превышает темпы роста отрасли в целом. Техника становится все сложнее и дороже, что сказывается на стоимости ее обслуживания. В этом году стоит ожидать очередного увеличения денежной емкости сегмента в связи с введением стандартов Euro-2, что автоматически «отлучает» от этого бизнеса «гаражников», так как для диагностирования и ремонта инжекторных машин требуется специальное оборудование», — рассказывает Олег Назаренко.

    Впрочем, о качественных преобразованиях на рынке пока не может быть и речи. Попытки выработать некие стандарты качества автосервиса, предпринятые государством пару лет назад, позорно провалились. СТО попросту одалживали друг у друга нужное оборудование, чтобы пережить «визит» контролеров (под давлением Госкомпредпринимательства данные правила сертификации были отменены). Недавно ВААИД пробовала составить некую табель о рангах СТО, предложив им пройти добровольную сертификацию. Пока откликнулось всего 80 станций из более чем 1 тыс. официально зарегистрированных в ассоциации.

    Но, как считает Олег Назаренко, количественный рост автосервису обеспечен уже в ближайшем будущем. Реагируя на неудовлетворенный спрос, на рынок выйдут десятки новых компаний. «Дополнительных инвесторов привлечет и новый лакомый кусок, на который могут претендовать СТО, — техосмотры. Как известно, соответствующий указ о передаче полномочий ГАИ специализированным станциям в этом году подписал Президент. Скорее всего, доступ к проведению техосмотров получат сотни СТО», — отмечает г-н Назаренко.

    Валерий Коцупал полагает, что пыл инвесторов может охладить разве что растущая стоимость вхождения в этот бизнес. Если ранее для открытия СТО требовалось несколько десятков тысяч долларов, то сегодня речь идет о суммах от нескольких сотен тысяч до миллиона долларов, что объясняется как дороговизной оборудования, так и необходимостью содержать обширные склады запчастей. В этой ситуации неоспоримое преимущество имеют продавцы запчастей, которые, кстати, уже давно присматриваются к рынку сервиса.

    Людмила Ксенз

    Инф. dsnews

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    Электронная почта проекта: info@e-finance.com.ua
    Тел.: +380-50-441-7388

    bigmir)net TOP 100
    Яндекс.Метрика

    Яндекс цитирования
    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.