• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Польша положит конец «Дружбе»
    2006-10-11 09:46:26

    Российская нефть скоро может застопориться на границе с Польшей: местные профсоюзы обещают перекрыть участок трубопровода «Дружба». Для поставщиков из России это может обернуться миллионными издержками, а для покупателей из Германии – «холодной зимой».

    Транспортировка российской нефти по трубопроводу «Дружба» может быть прекращена уже 16 октября. Как сообщил во вторник представитель польского государственного нефтепроводного оператора PERN Przyjazn SA Томаш Закржевски (Tomasz Zakrzewski), руководство компании не смогло достичь соглашения с профсоюзами. «Они продолжают отстаивать свои позиции, но в конце недели мы планируем продолжить переговоры», – сообщил он.

    Профсоюзы протестуют против намерения министерства экономики Польши передать эксплуатацию нефтепропроводов от PERN новой транспортной структуре, созданной на базе компании по хранению топлива Naftobazy. Этот проект входит в программу развития топливного сектора, подготовленную министерством экономики. «Мы приостановим перекачку по нефтепроводу, потому что не согласны с передачей нефтепродуктопроводов другому оператору. Никто не советовался с нами при принятии этого решения, и мы считаем, что оно может нанести Польше экономический ущерб», – заявлял представитель комитета профсоюзов Зенон Кижук (Zenon Kijuc) в сентябре.

    На какой срок может быть приостановлена работа нефтепровода «Дружба», пока не известно, но представители профсоюзов заявляют, что только отмена решения властей может предотвратить экономический коллапс. По оценкам аналитика ИК «Солид» Дениса Борисова, поставки нефти в Польшу в общем экспорте нефти из РФ в страны дальнего зарубежья занимают примерно 8%, транзитные поставки в Германию составляют еще примерно 10% от общероссийского экспорта.

    «В случае остановки «трубы» потери доходов для российских экспортеров могут оцениваться примерно в $30–40 млн в день, – негодует эксперт. – Правда, условиями договоров наверняка предусмотрена выплата компенсаций в случае неисполнения транзитером своих обязательств, поэтому в этой ситуации главной пострадавшей будет сама PERN».

    Заместитель гендиректора Центра политических исследований Алексей Макаркин напоминает, что потерпевшей стороной окажутся и немецкие потребители. «Это ещё хорошо, что сейчас осень, – поясняет он. – Зимой последствия такого шага могли быть куда более ощутимыми». По мнению Макаркина, выбранное время года не случайно и служит отличным поводом для шантажа местных властей. «Профсоюзы нашли слабое место и теперь давят на жалость, – размышляет он. – Но это всё-таки не политическая акция, и поэтому Россия не станет политизировать данный инцидент и нажимать на какие-то властные рычаги».

    Значит, ситуация будет разруливаться на корпоративном уровне между российскими и немецкими компаниями и польскими транзитёрами. В пресс-службе «Транснефти» «Газете» подтвердили, что не слишком боятся угроз со стороны профсоюзов. «Для нас это может обернуться только лишь потерей грузооборота на данном направления, так как мы непосредственно нефтью не торгуем, – сообщил вице-президент компании Сергей Григорьев. – К тому же при имеющемся профиците мы сможем перенаправить потоки поставок либо через морские пути, либо через ту же Венгрию».

    По мнению аналитика ИК «Финнам» Евгения Зайцева, ещё одной альтернативой может стать и трубопровод Одесса–Броды. Этот вариант будет экономически целесообразным, если по нему в Польшу будет поступать минимум 20 млн т нефти в год и транспортироваться по меньшей мере 40 млн т нефти в год.

    В российских нефтяных компаниях «Газету» также заверили, что в панику впадать преждевременно. Тем более что у компаний есть и свои пути предотвращения подобных форс-мажоров. В частности, представитель «Роснефти» Николай Манвелов заверяет, что у компании есть резервные пути поставок, которые в случае необходимости будут использованы.

    Однако Зайцев опасается, что весь объем транспортируемой через «Дружбу» нефти распределить такими альтернативными способами не удастся. Так что нефтяники надеются, что полякам удастся договориться между собой. Ведь из-за возможного простоя «Дружбы» нефть перестанет поступать в Гданьск, от чего будут терять и сами поляки.

    Решение о создании нефтепроводной системы «Дружба», которая должна была обеспечить поставку советской нефти в Польшу, Чехословакию, Венгрию и Германскую Демократическую Республику, было принято в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1959 году. Общая протяженность трубопроводной системы, которая начиналась в Куйбышеве (Самара), должна была составить более 6 тыс. км. В октябре 1964 года «Дружба-1» вступила в строй. Нефтепровод шел по территории Российской Федерации от Самары до Брянской области. Здесь от него отходило ответвление в латвийский порт Вентспилс (Унеча–Полоцк–Мажейкяй–Вентспилс) диаметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где нефтепровод разделялся на две ветки. Одна (северная) шла через Польшу в Германию, а другая (южная) – через Украину в Чехословакию и Венгрию. Уже через несколько лет мощностей «Дружбы-1» стало недостаточно, и в 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 см.

    Магистральный нефтепровод Одесса–Броды построен в 2001 году для транспортировки каспийской нефти. Украина в течение нескольких лет безуспешно пыталась договориться о транспортировке каспийской нефти по нему в прямом направлении. В конце июня 2004 года украинское правительство разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном направлении.

    Инф. gazeta

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.