В последние годы внимание сталелитейных компаний всего мира было неотрывно приковано к развитию событий в Китае. Тем временем, сравнительно незаметно изменялась ситуация в Индии, где постепенно назревал скрытый инвестиционный бум. Теперь эту страну уже нельзя назвать “подсобной мастерской мира”. И даже китайские производители уже устремились туда со своими деньгами.
Индия, долгие годы пребывавшая британской колонией, в 1947 году обрела независимость, но на путь ее развития это практически не повлияло. Ее экономика — в отличие от Японии, Южной Кореи или Китая, ориентировавшихся на расширение производства и экспорт — была сосредоточена на создании продукции для местных рынков. Соответственно, и подъем в этой стране происходил гораздо медленнее, чем у азиатских конкурентов. Правда, со временем ситуация менялась. Но это было малозаметно для иностранцев, и когда недавно они протерли глаза, оказалось, что расширение промышленного производства в Индии происходит со скоростью 9% в год, причем с ускорением, которое скоро сравняет этот рост с темпом развития сервиса, составляющим около 10%. При этом в 2005 году более 65% иностранных инвестиций поступило именно в промышленность, а не в сферу услуг, поэтому данная тенденция будет усиливаться. Более того, экспорт промышленных товаров в США нарастает быстрее, чем из Китая (хотя и от гораздо более низкого уровня). По словам Камала Натха, министра торговли и промышленности, теперь “слова, что Индия — это вспомогательная служба фабрики, в качестве каковой выступает Китай, воспринимаются как весьма двусмысленный комплимент. Это уже не соответствует действительности”.
Демографический фактор
Все больше транснациональных корпораций присматриваются к возможностям Индии, причем не только из-за ее обильных минеральных резервов. Сейчас эта страна быстро превращается в мощную индустриальную державу, и основная причина этого в том, что международные компании учитывают при разработке программ своей экспансии демографический фактор. При выборе стран для размещения новых промышленных проектов, особенно — в сталелитейной сфере, важнейшее значение имеет наличие доступной энергии, сырьевой базы и дешевого труда. В отношении первого аспекта Индия пока изрядно отстает от Китая, во втором — значительно его опережает, также как и в плане третьего, что только на первый взгляд кажется довольно странным.
По оценкам аналитиков, население Индии не превысит численность жителей Китая до 2030 года. Однако, китайская политика “один ребенок на семью”, внедренная еще в 80-х, приводит к тому, что в стране становится все меньше молодежи, пригодной для работы на заводах. По подсчетам экспертов, к 2013 году в Индии будет больше молодых рабочих в возрасте 20-24 лет, чем в Китае, а в 2020-м, по прогнозу Международной организации труда, трудоспособное население данной возрастной группы составит в этих странах 116 и 94 млн. человек соответственно. При этом характерно, что уровень образования индийской молодежи достаточно высок, чтобы обеспечить ее конкурентоспособность на рынках труда в самых разных отраслях промышленности.
Например, когда в прошлом году компания LG набирала персонал для работы на своей новой сборочной линии, ей требовалось заполнить 460 вакансий с начальной зарплатой 90 долларов в месяц. Был объявлен конкурс, к которому допускались лица, имеющие 15-летнее образование (высшая школа плюс технический колледж). При этом компания стремилась набирать именно молодежь, и ее менеджеры по персоналу были готовы к тому, что не более 1% молодых рабочих будут соответствовать данному условию. Однако, они получили 55 тыс. заявок от молодых соискателей, полностью соответствующих этому требованию.
И наоборот, летом текущего года предприниматели в городах китайской провинции Гуандун, выпускающие экспортно-ориентированную продукцию, вынуждены были повысить зарплаты своим работникам на 18%, от 70 до 100 долларов в месяц, поскольку число рабочих мест, которые требовалось заполнить, было на миллион больше количества претендентов. В других регионах Китая дефицит промышленных рабочих меньше, тем не менее, владельцы заводов и там вынуждены повышать зарплаты.
С другой стороны, в отношении развития инфраструктуры Индия заметно отстает от Китая, который вкладывает в семь раз больше инвестиций в строительство дорог, портов и энергетических объектов, представляющих становой хребет современной экономики. Поэтому индийские порты пока не справляются с перевалкой нарастающих объемов экспорта, перебои в подачах электричества часто случаются даже в Бангалоре — национальном центре высокотехнологичной отрасли компьютерного программирования. Разумеется, препятствует развитию экономики и коррупция, оставшаяся почти на том же уровне, что и во времена британского владычества. Однако, индийские оптимисты полагают, что со временем экономический рост опередит подъем в Китае, и его скорость станет ощутимо выше 10%.
Поэтому, хотя иностранцам пока еще трудно заниматься бизнесом в Индии, транснациональные компании учитывают эти тенденции и захватывают плацдармы в стране. В западной и южной Индии собираются построить свои заводы компании General Motors и Motorola, а южнокорейская Posco и Arcelor-Mittal планируют строительство гигантских сталелитейных комплексов на востоке страны, где энергетическая компания Reliance of India скоро введет в эксплуатацию одну из крупнейших в мире угольных электростанций. Там же, в штате Орисса, собирается построить сталелитейный завод мощностью 10 млн. тонн в год и российская “Магнитка”, ассигновавшая для этих целей 5,25 млн. долларов. Их примеру собираются последовать и китайские сталелитейные компании.
Впервые в истории
До недавнего времени друзья—соперники Индия и Китай несмотря на традиционную торговлю воздерживались от прямых инвестиций друг другу. Однако, теперь китайцы явно пересмотрели свое отношение к этому вопросу: компании из компьютерного сектора, медиа отрасли и фармацевтической промышленности, а также крупнейшие сталелитейные корпорации Baosteel, Capital Steel, Sinosteel и другие сейчас изучают перспективы крупных инвестиций в Индию. И, разумеется, традиционно торгуются с местными властями — долго и с удовольствием.
Так, Лю Цзенан, глава делегации China Minmetals Corporation, заявил: “Китайским сталелитейным компаниям есть смысл изучить перспективы использования индийских резервов железной руды. Однако правительству Индии следовало бы изменить свою политику в отношении горнорудной промышленности и открыть возможности свободного перемещения сырья”. Со своей стороны, министр торговли штата Chennai Джайрам Рамеш полагает, что Индия должна стратегически подходить к этому вопросу и к 2012 году стать крупным экспортером конечной продукции, а не железной руды.
По оценкам Рамеша, сейчас Индия экспортирует 60% добываемой руды, что приносит ей около 4 млрд. долларов в год. Он утверждает: “Долларовые доходы составляют очень небольшую часть общего индийского экспорта товаров, но экспорт руды представляет важный элемент билатерального торгового соглашения с Китаем: он составляет около 48% суммарного индийского экспорта в Китай”. По словам Рамеша, сократить поставки руды за рубеж сейчас крайне трудно, поскольку у Индии есть долгосрочные контракты также с Японией и Южной Кореей. При этом ожидается, что объем двусторонней торговли между Индией и Китаем дойдет в текущем году до 20 млрд. долларов, а к 2008-му — до 30 млрд. Тем не менее, Рамеш уверен в необходимости уменьшения экспорта железной руды, тогда как китайцы рассчитывают на его увеличение от нынешних 89 млн. тонн. В настоящее время Индия уже опередила Бразилию по объемам поставок и стала главным источником железной руды для Китая. Однако Индия твердо намерена пересмотреть свою стратегию в отношении экспорта минерального сырья, и вряд ли китайцы сумеют добиться желаемого.
Гораздо охотнее индусы обсуждают возможности реализации проекта, который продвигает китайская группа Sinosteel — она разрабатывает планы капиталовложений в горнорудную и сталелитейную отрасли Индии, a также в сопутствующую инфраструктуру, включая порты и железные дороги. В первую очередь, компания собирается построить сталелитейный завод мощностью 5 млн. тонн в год, и оптимальными местами размещения горно-металлургического проекта считает Западную Бенгалию, Джхарканд и Ориссу. Вероятно, в отношении строительства этого комплекса стороны сумеют прийти к согласию. Однако, вряд ли индусы оправдают китайские надежды относительно предварительного освоения месторождения и поставок сырья с него в Китай.
Инф. ukrrudprom
e-finance.com.ua