• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • Финансисту
  • Бухгалтеру
  • Малому бизнесу
  • Аналитика
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 9 сентября 2005 года
  • Пена пошла на убыль. Рынок а замедлил темпы роста, зато резко подорожал
    Опубликовано: 2006-11-02 10:16:53

    Рынок а в этом году может не оправдать даже пессимистических прогнозов, озвученных накануне сезона. Причиной провала стали как объективные факторы, так и излишнее внимание к нему со стороны государства. Впрочем, есть и приятная новость — производителям удалось «присадить» потребителей на более дорогие виды пенного, что в итоге поможет вытянуть если не количественные, то, по крайней мере, финансовые показатели отрасли.

    Хмельное загнали в рамки
    Если накануне сезона производители прогнозировали 18%-ную динамику, то за первое полугодие смогли констатировать лишь 12%-ное увеличение продаж (в 2005 г. рынок прибавил в объемах 23%). «В лучшем случае по итогам года цифра может составить 14%, но замедление налицо. Мы ожидаем насыщения рынка ориентировочно к 2010 г. До этого времени продажи будут расти, но с регрессирующей динамикой», — отмечает национальный директор по продажам и дистрибуции ОАО «САН Интербрю Украина» Сергей Еськов. В отличие от прошлых лет в нынешнем сезоне оваров подвели не столько погода и аппетит украинцев, сколько вполне земные факторы: повышение цен на сырье и энергоносители. В итоге производители были вынуждены пересмотреть прайсы на готовую продукцию. В среднем бутылка пенного подорожала на 10–20 коп., что, как считает генеральный директор группы «Сармат» Сергей Калинин, негативно сказалось на продажах.

    Дополнительным тормозом, скорее всего, послужат и новые инициативы государства. В проекте бюджета на 2007 г. предусматривается увеличение акцизного сбора с оваров с сегодняшних 27 коп./л до 34 коп./л. «Мы обратились к правительству с просьбой зафиксировать ставку хотя бы на уровне 31 коп., но неизвестно, удастся ли нам добиться уступок», — говорит начальник отдела по связям с общественностью ЗАО «Оболонь» Оксана Пирожок. Сейчас в парламенте опять обсуждается «водный» вопрос: плату за использование воды планируется повысить с 2 до 4 грн. за кубометр. В прошлом году подобный закон уже принимался, но тогда производителям удалось отстоять старые тарифы в суде. Сохраняется и угроза рекламных ограничений для а. Водочники и виноделы, которым грозит изгнание с экранов телевизоров и наружной рекламы, призывают чиновников присоединить к их компании и о, опасаясь, что неравные условия позволят оварам переделить ьный рынок в свою пользу. Если депутаты одобрят эти идеи, овары будут вынуждены в очередной раз повысить цены на хмельное, что, как они считают, тут же скажется на продажах.

    Богатые переходят на о
    Утешением оварам может служить разве что тот факт, что в стране увеличивается количество почитателей пенного, готовых не экономить на своих предпочтениях. Оксана Пирожок отмечает, что рынок окончательно перешел от количественного развития к качественному, что отразилось, прежде всего, на росте премиального сегмента и нишевых продуктов (с добавками, миксов и пр.). Данную тенденцию подтверждает аналитик компании BBH Владислав Колосовский, по данным которого за год премиальный сегмент увеличился на 60%, а его доля в общем объеме продаж достигла 8%.

    По прогнозам экспертов, продажи дорогого а будут расти и в дальнейшем, чему способствуют как повышение благосостояния украинцев, так и маркетинговые усилия производителей. Дополнительную лепту в этот процесс должны внести и ные бары, которые активно плодятся в крупных городах страны. Сергей Еськов прогнозирует, что продажи кегового а в ближайшие годы будут стремительно увеличиваться. По его словам, их компания за несколько лет инвестировала в развитие этого сегмента порядка 40 млн евро.

    Перечисленные факторы поднимают стоимость отрасли. овары рассчитывают, что в этом году денежная емкость рынка вырастет на 15–18% — более чем до $2 млрд. И хотя продажи пока традиционно сосредоточены в среднем сегменте (2–2,5 грн. за бутылку), его динамика стремительно снижается и в этом году вряд ли превысит 5%. Брэнд-менеджер ного направления корпорации «Рідна марка» Наталия Ахмерова говорит, что итогом этих процессов стал перевод основными производителями своих главных ТМ в более высокие ценовые категории и продуцирование новых недорогих марок, рассчитанных, в первую очередь, на региональные рынки.

    Сергей Еськов отмечает и изменение вкусовых предпочтений. Динамично развивается сегмент крепкого а, доля которого увеличилась до 15%, в то время как сегмент нефильтрованного, которое несколько лет назад вызвало фурор на рынке, сейчас занимает лишь 5%. «Стоит отметить, что именно таковой является доля нефильтрованного а и на рынках многих европейских стран, поэтому мы считаем снижение продаж признаком стабилизации. Доля темного а в Украине уменьшилась до 2,5%, что также является одним из показателей того, что украинцы предпочитают лагеры, на долю которых приходится 45% продаж», — резюмирует он.

    Тихо не будет
    Замедление темпов роста рынка на фоне его удорожания привело к ужесточению борьбы за потребителя. По словам Сергея Еськова, сейчас конкуренция сосредоточилась в местах продаж: компании соревнуются в логистике, присутствии на розничных полках и организации различных мероприятий для покупателей. Он отмечает снижение эффективности традиционных акций, что, впрочем, не помешало производителям увеличить рекламные бюджеты. Данные тенденции привели к росту стоимости бизнеса, что ускорило процесс вытеснения из него локальных производителей. По данным Оксаны Пирожок, если в 2003 г. доля региональных оварен на национальном рынке составляла 8,7%, то в прошлом году она снизилась до 6,7%, а по итогам девяти месяцев нынешнего — не превышает 5,5%.

    Их долю подбирают лидеры рынка («Сан Интербрю», «Сармат», ВВН, «Оболонь»), которые, как сказал Сергей Калинин, в этом году сосредоточили в своих руках уже 92% продаж. Поставить окончательную точку в «карьере» мелких производителей могут обсуждаемые сейчас законодательные ограничения продаж и рекламы а. В случае их утверждения хмельной напиток запретят реализовывать в киосках и павильонах, а так как локальные компании не имеют доступа к супермаркетам, многие фактически не смогут продавать свою продукцию. Кроме того, запрет прямой рекламы на наиболее раскрученных и доступных с точки зрения стоимости одного контакта носителях вынудит компании существенно нарастить маркетинговые бюджеты, что опять-таки не по карману «малышам». Но вытеснение последних вовсе не гарантирует оварам спокойной жизни.

    Активное развитие премиального сегмента и, в частности, успех на нашем рынке лицензионных ных марок (Brahma, Tuborg и пр.) могут ускорить приход в Украину международных компаний, пока не представленных в нашей стране. Речь идет, прежде всего, о корпорациях Heineken и SUBmiller, слухи об экспансии которых на наш рынок муссируются уже давно.

    Леся Павелецкая

    Инф.dsnews

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    Электронная почта проекта: info@e-finance.com.ua
    Тел.: +380-50-441-7388

    bigmir)net TOP 100
    Яндекс.Метрика

    Яндекс цитирования
    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.