Аптечный рынок Украины за первые 9 месяцев 2006 года продемонстрировал заметный рост в 32% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года и составил $892,1 млн. в оптовых ценах, а также превысил $1,1 млрд. в ценах конечного потребления. При этом уровень средней розничной наценки продолжает снижаться: за прошедший период нынешнего года данный показатель составил 24% (против 29% за 9 мес. 2005 г.).
Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в консалтинговой компании "RMBC", среди факторов роста украинского рынка отмечается как рост количества потребляемых упаковок готовых лекарственных средств (ГЛС), так и постепенный переход к более дорогостоящим ЛС и отказ от наиболее дешевых препаратов. Так, объем рынка в натуральном выражении увеличился на 18%, достигнув почти 954 млн. упаковок; средняя стоимость упаковки ГЛС, продаваемой в аптеках, составила $1,16 в розничных ценах. Потребление лекарств через аптечную сеть составило $23,7 на душу населения в розничных ценах. Отмечается усиление позиций ведущих отечественных компаний-производителей лекарственных средств на аптечном рынке.
За 9 месяцев 2006 года лидерами среди производителей ГЛС в Украине являются "Sanofi-Aventis" с долей в общем объеме аптечных продаж - 4,7% (2005 г. - 5,2%), "Berlin-Chemie/ Menarini Pharma G.m.b.H." - 3,9% (3,8%), "Дарница" - 3,6% (3,4%), "Артериум" - 3,1% (2,8%), "Novartis" (включая "Lek-Sandoz") - 2,9% (3,1%), "Servier/Egis" - 2,9% (2,4%), "Фармак" - 2,9% (2,6%) KRKA D.D. - 2,7% (2,9%), "GlaxoSmithKline" - 2,4% (2,4%) и Борщаговский ХФЗ - 2,1% (2,1%)
В "RMBC" отмечают, что за анализируемый период в число 10 ведущих компаний вошел лишь один новый участник - отечественный Борщаговский завод. В целом, в "десятке" представлено 4 украинских производителя, аккумулирующих около 12% аптечного рынка страны. За первые 9 месяцев 2006 года данные участники продемонстрировали рост долей в аптечных продажах и укрепили рейтинговые позиции. "Следует отметить 10% снижение доли лидера, корпорации "Sanofi-Aventis". "Gedeon Richter", занимавший 10-ю строчку рейтинга год назад, также сократил долю, в результате чего покинул "десятку", - констатировали в компании.
В то же время, в списке ведущих торговых марок за анализируемый период был отмечен ряд изменений, связанных с появлением трех новых участников, каждый из которых продемонстрировал более чем двукратный рост объема продаж. Среди наименований, входивших в число 10 лидеров год назад, следует отметить 51% увеличение аптечных закупок " ы", которое позволило данному препарату войти в лидирующую "тройку". За 9 месяцев 2006 года "десятку" покинули препараты "Фестал", "Лазолван" и "Цефазолин". В отличие от рейтинга торговых марок, "десятка" ведущих международных непатентованных наименований (МНН) заметных перестановок за период анализа не продемонстрировала. "Стоит лишь отметить 18% падение доли МНН "эналаприл", обусловленное снижением аптечных продаж одноименного препарата. Доля "флуконазола", занимавшего год назад 10-е место, также несколько снизилась, в результате чего данное МНН потеряло 2 рейтинговых позиций", - пояснили в "RMBC".
В свою очередь, перестановки в "десятке" лидирующих АТС (вид классификации по воздействию на человеческие органы или системы) групп связаны с упомянутыми выше изменениями среди ведущих торговых марок. Так, двукратное увеличение аптечных продаж "Фезама" внесло заметный вклад в улучшение позиций группы "Психоаналептики".
Компания "RMBC" входит в группу компаний "Ремедиум" - крупнейшего оператора маркетинговых и консалтинговых услуг в России. Проводит статистические и специализированные маркетинговые исследования в области здравоохранения, предоставляет информацию о распространении лекарственных препаратов через розничную аптечную сеть и больницы в России и странах СНГ: Украины, Беларуси, Казахстана. С 2003 года компания "RMBC" занимается изучением фармацевтического рынка Украины, осуществляя проект "Розничный аудит готовых лекарственных средств в Украине".
Инф.
e-finance.com.ua