Американо-казахстанская «Тенгизшевройл» возобновит экспорт нефти через Украину. Американо-казахстанское СП «Тенгизшевройл» в 2007 году возобновит экспорт нефти через украинские порты. «Прирост добычи нефти нашей компанией в следующем году будет достигнут до того, как увеличится пропускная способность нефтепровода до Новороссийска. В связи с этим и возникает необходимость в поиске альтернативных маршрутов. По северному маршруту нефть будет транспортироваться до украинского терминала на Черном море», — сказал Антонио Палмейрим, заместитель генерального менеджера по связям с правительством и общественностью «Тенгизшевройл».
В компании не говорят, с какими портами будут работать, и какие объемы транспортировать. «Тенгизшевройл» не может обнародовать объемы транспортировки нефти через украинские порты, поскольку эти данные не подлежат разглашению», — говорит Палмейрим.
Благодаря завершению в 2007 году проектов по закачке сырого газа в пласты и строительства нового завода, «Тенгизшевройл» увеличит добычу нефти до 20 млн. тонн (сегодня 13,6 млн. тонн). Сейчас вся нефть «Тенгизшевройл» транспортируется по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума до нефтяного терминала в порту Новороссийска. «Трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума сейчас предельно загружен», — говорит Рауф Гусейнов, эксперт международного информационно-ценового агентства Argus Media. В этих условиях для увеличения экспорта нефти следует нарастить мощности железнодорожных нефтеналивных эстакад компании. Потому «Тенгизшевройл» рассматривает возможность экспорта по так называемым северному и южному маршрутам.
В частности, северный маршрут предусматривает транспортировку нефти железной дорогой до портов Феодосии или Одессы. В апреле 2006 года «Тенгизшевройл» после долгого перерыва перегрузил через Одесский порт около 40 тыс. тонн нефти, что было связано с ремонтом нефтепровода в Атырау. «Хотя Одесский порт хорошо знаком «Тенгизшевройл» и я слышал хорошие отзывы от руководства компании по поводу сотрудничества с ним, в следующем году, скорее всего, дополнительные объемы нефти постараются «разбросать» по всем возможным направлениям», — считает Гусейнов. Это связано как со стремлением компании обеспечить независимость и безопасность каналов транспортировки нефти, так и с экономической целесообразностью. «Обычно транспортировка нефти трубопроводным транспортом более выгодна, чем по железной дороге. Это связано с потерями и затратами при перевалке нефти, а также уровнем тарифов», — отмечает Гусейнов.
По мнению Эдуарда Доли, генерального директора «Крымского центра стратегических исследований», именно от размера тарифов зависят объемы перевалки нефти через украинские порты. «Феодосийский терминал сейчас стоит пустым. Причина — высокие железнодорожные тарифы. Их величина зависит от того, насколько это будет выгодно сегодняшнему руководству «Укрзализницы», — говорит эксперт.
Андрей ЗАИКА
Инф. delo
e-finance.com.ua