Последнее расширение ЕС в мае 2004 года заставило чиновников из Брюсселя по-новому взглянуть на южные и восточные границы Евросоюза. Не стабильность, слабое экономическое развитие, недоразвитая демократия — такими были основные вызовы безо-пасности расширенной супердержавы. С целью стабилизировать окружающее Европу пространство и ответить на требования многих соседствующих государств дать им европейскую перспективу была создана Европейская политика соседства (ЕПС).
Главными целями ЕПС являются: создание общеевропейского пространства мира, стабильности и благополучия, которое основывалось бы на общих интересах и ценностях. Демократия и правовое государство должны укрепиться и стать нормой не только для Восточной Европы, но и для всего Средиземноморья. ЕПС должна способствовать развитию управления, политических, экономических и социальных преобразований.
Для финансовой поддержки ЕПС создан Инструмент соседства — специальная программа, которая с 2007 года заменит существующие программы технической помощи TACIS, MEDA, и INTERREG. До 2013 года все 18 целевых стран (включая Россию) должны получить в целом до ?50 млрд. Аналитическую и консалтинговую поддержку ЕС будет осуществлять через программы TAIEX и TWINNING. ЕС также планирует разработать специальный финансовый инструмент для поддержки демократизации и прав человека, который будет осуществляться через конкретные проекты. Ожидается, что окончательное решение о программах внешнего финансирования будет принято в первой ине 2007 года, во время немецкого председательствования в ЕС.
Выполняя генплан
В рамках ЕПС осуществление реформ и коренных преобразований зафиксировано в Планах действий, которые заключаются с каждой страной по отдельности и рассчитаны на 2 года. Украина подписала свой План действий еще в феврале 2005 года. На 39 страницах документа было записано множество пунктов, среди которых и развитие свободы слова, и борьба с коррупцией, бедностью и безработицей, и контроль над деятельностью финансово-промышленных групп. Предусмотрено также приближение к нормам европейского законодательства путем инкорпорации в национальную правовую систему более 350 директив и иных законодательных актов ЕС.
Главным «прорывом» текущего года остаются честные и прозрачные парламентские выборы, а также саммит Украина-ЕС в Хельсинки. Прошедшая в конце октября встреча ознаменовала подписание долгожданного соглашения о реадмиссии, а также упрощения визового режима. Главным «разочарованием» года остается дефицит политической воли с обеих сторон.
Новое измерение
С начала 2006 года Еврокомиссией ведется оценка выполнения Плана действий для Украины. 8 ноября главный исполнительный орган ЕС опубликовал «Доклад о развитии» и обновленный «Доклад о стратегии ЕПС» для целевых стран. По информации Энеко Ландабуру, одного из еврочиновников, эти документы включали «анализ выполнения ЕПС» для Украины, а также «новые предложения касательно усиленного сотрудничества стран черноморского региона».
Не позже чем в феврале 2008 года должен быть заключен новый План действий Украина-ЕС. Процесс обновления и новых разработок фактически начался, причем, как в Киеве, так и в Брюсселе. Скоро истекает срок десятилетнего Договора о партнерстве и сотрудничестве, подписанного в 1998 году. Это уже вызвало бурные дискуссии заинтересованных сторон. Большинство сходится на том, что должен быть подписан новый улучшенный договор между Украиной и ЕС. Европейские дипломаты надеются на то, что будущий договор затронет интеграцию во всех тех сферах, которые предусмотрены ЕПС. Украина и некоторые ы ЕС (например, Польша) хотят включить в документ «дорожную карту», целью которой будет перспектива ства.
Что бы ни случилось до 2008 года, Украина должна продолжать работу над выполнением Плана действий. Только тогда она сможет отвечать Копенгагенским критериям и аппелировать к 49 статье Договора о создании ЕС, предусматривающей перспективу ства для любого европейского государства.
Эрнст ПИЛЬ, Роман НИЦОВИЧ
Инф. delo
e-finance.com.ua