• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Бюджетное противостояние
    2006-12-05 10:01:08

    6 декабря Верховная рада наконец-то во втором чтении рассмотрит законопроект «О государственном бюджете Украины на 2007 год». При этом сам текст бюджета поступил в парламент в пятницу, хотя согласно бюджетному кодексу, Кабмин должен был передать его еще 20 ноября. И сегодня профильный комитет в авральном порядке его рассматривает.
     
    Не имея возможностей обсуждать нормы, внесенные в бюджет накануне второго чтения, основным объектом обсуждений является вопрос: ветирует ли такой бюджет Виктор Ющенко или все же подпишет его в том виде, каким бюджет представит правительство.

    Арсений Яценюк, перейдя работать на Банковую, увел за собой руководителей среднего звена Министерства экономики, резко усилив экономический блок Секретариата. Теперь обновленная команда готова дать свой первый бой, поводом к которому станет проект госбюджета на 2007 год. Впервые о возможности ветирования президентом бюджета заявил 8 ноября новоназначенный руководитель службы социально-экономического развития СП Александр Шлапак. По его оценке, в секретариате "обеспокоены" макроэкономическими показателями, заложенными в бюджет-2007, называя "слишком оптимистичными" заложенные правительством уровень инфляции в 7,5% и рост ВВП на 6,5%. Взамен в секретариате президента считают, что инфляция в 2007 году достигнет 11-13%, а рост ВВП не превысит 4,2-4,5%. «Учитывая повышенную инфляцию и увеличение тарифов на коммунальные услуги и энергоносители к концу 2006 года, это откликнется через три-пять месяцев,– заявил Александр Шлапак.– Мы призываем правительство оценить уровень такого роста и задуматься, не очень ли мы оптимистично смотрим в 2007 год».

    Впрочем, в Кабмине дали недвусмысленно понять, что не намерены идти навстречу Президенту и менять бюджетные параметры. «Что значит – «Президент требует»,– заявил министр экономики Владимир Макуха.– Мы считаем, что показатели, которые мы даем, абсолютно обоснованы». В результате, ко второму чтению в бюджете были учтены лишь некоторые пожелания Виктора Ющенко: увеличена поддержка среднего и малого бизнеса на 27 млн грн, создана системы использования госсредств на инвестиции через госбанки, введен граничный объем предоставления госгарантий по кредитам в объеме 0,5% от ВВП. Кроме того, правительство поддержало предложение депутатов по увеличению доходной части бюджета: поступления от таможенных платежей увеличены на 523 млн грн, акцизного сбора на отечественные товары – на 79,9 млн грн, а также не стало ограничивать выплату помощи при рождении ребенка.

    При этом ключевые пожелания Президента (изменения прогноза инфляции и ВВП) не были выполнены. Также не была учтена наиболее принципиальная для депутатов правка, согласно которой Кабмин будет согласовывать с Верховной Радой распределение средств для реализации инвестпроектов, в том числе на строительство и реконструкцию автодорог, а также на стимулирование развития регионов. «Распределение субвенций – прерогатива исполнительной власти»,– заявил по этому поводу первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. Для этого, отметил он, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ будет заниматься распределением этих средств, которые пойдут на финансирование «приоритетных направлений с учетом предложений, поступивших от депутатов», например, на проведение коммунальной реформы.

    Возможно, что после таких шагов навстречу Президенту, правительство решило, что больше не обязательно обсуждать с главой государства бюджетные изменения. Поэтому следующий кризис возник вокруг закона «О внесении изменений в некоторые законы по вопросам налогообложения», который включает в себя все налоговые изменения, вынесенные из текста бюджета в отдельный документ. Названный закон был принят Верховной Радой 17 ноября, однако так и не был подписан Президентом. Желая «поторопить» Виктора Ющенко, первый заместитель министра финансов Вадим Копылов заявил, что, если Президент ветирует этот «налоговый» закон, его нормы автоматически будут возвращены в проект бюджета-2007.

    После таких заявлений Виктору Ющенко не осталось ничего другого, как ветировать этот налоговый закон, поставив правительство тем самым в весьма неудобное положение. С одной стороны, как заявляют в Минфине, пересмотр налоговых позиций приведет к изменению доходной части госбюджета. С другой стороны – включений этих статей в бюджет, о чем обещали чиновники, может привести к ветированию еще и бюджета.

    Впрочем, пока представители Кабмина на словах заявляют про непоколебимость своих позиций. Советник первого вице-премьера Николая Азарова Виталий Лукьяненко напомнил, что при вынесении налоговых положений в отдельный законопроект «было четко определено, что в случае его ветирования либо будет преодолено это вето, либо эти нормы будут возвращены в бюджет». Советник первого вице-премьера уверен, что если Виктор Ющенко ветирует налоговые нормы, то «Президент возьмет на себя персональную ответственность за то, что впервые в истории независимой Украины страна в новом году будет жить без бюджета, в результате чего не будут реализованы социальные программы».

    При этом отдельные ы Кабмина своими действиями демонстрируют довольно нервное отношение к возможности президентского вето. В частности, министр юстиции Александр Лавринович заявил, что правительство намерено обратиться в Конституционный Суд с просьбой предоставить толкование пункта 30 статьи 106 Конституции, регламентирующего право Президента ветировать законы. «Хотим выяснить у Конституционного суда, как он понимает отличие утверждения госбюджета от утверждения законов и признает ли он право Президента налагать вето на закон о госбюджете, поскольку позиции, касающиеся бюджета, в Конституции вынесены отдельно»,– разъяснил министр. В связи с тем, что по оценкам юристов, Конституция четко описывает право Президента ветировать все законы, в том числе закон о госбюджете, такие заявления могут свидетельствовать о «психологическом срыве» внутри правительства.

    В любом случае, бюжет-2007 оказался самым таинственным за последние годы. Президентская и правительственная команды слишком долго готовились, чтобы не устроить войну вокруг госбюджета. Началом «активных действий» обещает стать передача проекта бюджета на рассмотрение Верховной Рады.

    Олекса Богуш

    Инф. glavred

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.