• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Табачный навар
    2007-01-11 15:34:55

    С 1 января 2007 года в Украине повышен налог на табачные изделия, согласно вступившему в силу Закону № 374-V «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно платы за лицензии и акцизного сбора на производство спирта, ьных напитков и табачных изделий»

    Согласно этому закону, акциз на сигары повышен в 1,5 раза, хотя в денежном выражении всего на 10 копеек за сигару, что вряд ли грозит разорением сигарным клубам. При этом акциз на жевательный и нюхательный табак понижен в 2 раза. Что касается наиболее массового табачного изделия, сигарет, то на сигареты без фильтра повышена только стоимостная часть акциза. До 1 января она составляла 8%, сейчас выросла до 9%, а с 1 июля 2007 года поднимется до 10%. Реально повышение ставки с 8% до 10% означает рост акциза на сигареты без фильтра максимум на 1,5 копейки за пачку, что составляет примерно 2% цены пачки. Вряд ли такое повышение серьезно повлияет на любителей таких сигарет. Что касается сигарет с фильтром, то, во-первых, повышается специфическая часть акциза (то есть уплата суммы с количества сигарет, независимо от их цены) – до 12 гривен за 1000 сигарет, а с 1 июля 2007 года – уже до 13 гривен. Во-вторых, стоимостная часть акциза (то есть процент от цены сигарет) повышается с 8% до 9%, а с 1 июля – до 10%. И, в-третьих, законом было установлено, что размер акциза не может быть меньше 22% от максимальной розничной цены (минус НДС и акцизный сбор), с 1 января этот процент повышается до 23, а с 1 июля 2007 года – до 24%.

    Внешне все выглядит так, что правительство наконец-то решило серьезно взяться за курильщиков и мобилизовать в государственный бюджет дополнительные средства, которых всегда так не хватает.

    Повышение специфического акциза означает, что если ранее он составлял 23 копейки за пачку из 20 сигарет, то теперь он равен 24 копейкам, а с 1 июля повысится до 26 копеек. Повышение составит всего 3 копейки за пачку, или 13%.

    Стоимостная часть вроде бы повышается сильнее - с 8 до 10%, или на 25%. Однако фокус состоит в том, с какой цены берется этот процент. В настоящее время на каждой продаваемой в Украине пачке сигарет печатается максимальная розничная их цена. В Европейском Союзе и в России стоимостный налог берется как процент именно этой максимальной розничной цены. Однако в Украине закон устанавливает, что этот сбор берется в процентах к обороту от реализации товара. Поскольку акциз платит производитель, то он учитывается от оптовой цены производителя, которая, конечно, ниже розничной, тем более ниже максимальной розничной цены. При этом табачная фабрика, как любая коммерческая структура, стремится минимизировать налоги. В данном случае это сделать очень просто: достаточно создать дочернюю фирму, которая будет покупать все производимые фабрикой сигареты по мизерной цене, с которой и будет платиться стоимостный налог, а все остальные продавцы будут покупать сигареты у этой фирмы уже по нормальным ценам.

    Чтобы не допустить такого ухода от уплаты налога, и было введено вышеупомянутое правило о том, что размер акциза не может быть меньше определенного процента от максимальной розничной цены (минус НДС и акцизный сбор), и в 2007 году этот процент постепенно повышается с 22 до 24. В целом идея здравая, однако вопрос в том, как она реализуется. Здесь важен и размер доли в процентах, и то, от какой величины данный процент вычисляется.

    Данное правило не способствует повышению акциза для дешевых сигарет. Для самых дешевых сигарет (1 гривна за пачку) только один специфический акциз может намного превышать установленный процент и поэтому такие сигареты можно продавать дочерней фирме хоть по 1 копейке за пачку и платить при этом ничтожный стоимостный налог.

    Для средних по стоимости сигарет величину минимального акциза вполне можно подсчитать. Например, сигареты, максимальная розничная цена пачки которых равна 2 гривнам, в прошлом году достаточно было продавать дочерней фирме по цене 90 копеек за пачку, чтобы выполнить правило 22%. В этом году процент повышается до 23% и 24%, однако дело в том, что цена, от которой рассчитывается этот процент, является не просто максимальной розничной ценой, а этой ценой за вычетом НДС и акцизного сбора. И чем выше специфический акциз, тем меньше расчетная цена, и соответственно уровень акциза. Результатом налоговых новшеств стало лишь то, что для минимизации налогов сигареты с максимальной розничной ценой 2 гривны за пачку надо будет продавать своей дочерней фирме не по 90 копеек, а по 80, а с 1 июля – по 65 копеек. При этом акциз с такой пачки в прошлом году составлял 30,2 копейки, а теперь он возрастет до 31,2 копейки, а с 1 июля – до 32,5 копейки, то есть всего на 2,3 копейки или на 8%. Если бы стоимостный акциз платился не с оптовой цены для дочерней фирмы, а с максимальной розничной цены, то тогда сумма акциза с пачки ценой 2 гривны составляла бы 39 копеек в 2006 году, 42 копейки сейчас и 46 копеек с 1 июля. Схема минимизации налога позволяет производителям сигарет экономить от 9 до 13 копеек на пачке. Поскольку пачек с подобной ценой в Украине производится порядка 1 миллиарда в год, бюджет из-за этой схемы теряет не менее 100 миллионов гривен. Однако потери бюджета не ограничиваются минимизацией акциза для сигарет данного ценового сегмента.

    По мере роста цены сигарет постепенно утрачивается смысл ухода от налогов с помощью дочерней фирмы, и при определенном уровне цен стоимостный налог равняется установленному законом проценту, но уже не с оптовой, а с максимальной розничной цены. Этот уровень показывает, в каком месте ценового диапазона находится граница между сигаретами, для которых есть смысл занижать оптовую цену для минимизации налогов, и сигаретами, в отношении которых такой смысл исчезает. В прошлом году этот уровень составлял 3,25 гривны за пачку. Новая схема налогообложения, как ни парадоксально, повысила этот уровень: сейчас он равен 3,60 гривны, а с 1 июля повышается до 4,25 гривны. В результате список марок сигарет, для которых появляется смысл платить налог не с розничной, а с оптовой цены, существенно расширится. Следствием этого будет то, что акциз на сигареты в этом ценовом диапазоне повысится совсем ненамного, примерно на 7-8%.

    Что касается самых дорогих сигарет (7 гривен за пачку), то общая величина акциза повысится с 1,05 гривны всего до 1,09 гривны, а с 1 июля – до 1,13 гривны, то есть на 8 копеек за пачку или на 8%.

    Таким образом, на сигареты дороже 2 гривен за пачку рост акциза составит всего порядка 4% до 1 июля, и примерно 8% после 1 июля. Для сигарет дешевле 2 гривен рост может быть несколько больше, но в целом акциз повысится никак не более чем на 10%. В 2004-2006 годах величина инфляции в Украине превышала 10% и если темпы роста инфляции сохранятся, то весь рост акциза будет съеден инфляцией.

    Если производители полностью переложат уплату возросшего акциза на потребителя, повысив цену на сигареты, то пачка сигарет в среднем должна будет подорожать чуть более чем на 1%, что будет незаметно для потребителя. Учитывая инфляцию, при таком повышении цен сигареты фактически подешевеют. Такое удешевление сигарет является традиционным для Украины все последние годы. По официальным данным Госкомстата, в 2001 году средняя цена сигарет с фильтром составляла 2,1 гривны, а в 2006 – 2,25 гривны. За этот период индекс потребительских цен вырос примерно на 50%. Если бы цены на сигареты повышались теми же темпами, что и на все остальные товары, то в 2006 году средняя цена пачки сигарет равнялась бы 3,15 гривны, в действительности она на 90 копеек меньше. Еще более парадоксальная ситуация сложилась с ценами на сигареты без фильтра. В 2001 году цена пачки таких сигарет составляла в среднем 87 копеек, а в 2006 – всего 75 копеек, то есть вместо повышения на 44 копейки (в соответствии с инфляцией), она понизилась на 12 копеек. Получается, что государство стимулирует потребление сигарет без фильтра.

    Обобщенные Всемирным банком исследования показывают, что снижение реальной (то есть с учетом инфляции) цены сигарет неизбежно приводит к росту их потребления со всеми негативными последствиями для здоровья населения.

    В 2006 году Украина ратифицировала Рамочную Конвенцию по борьбе против табака, обязательный для исполнения международный договор. Статья 6 Конвенции обязывает страны осуществлять такую налоговую политику, которая направлена на сокращение потребление табака. Это означает, что налоги ежегодно должны увеличиваться настолько, чтобы цена сигарет повышалась как минимум на величину инфляции.

    Украина декларирует курс на интеграцию с Европейским Союзом. В ЕС налоговая политика в отношении сигарет базируется на нескольких простых принципах. Во-первых, акциз должен составлять не менее 57% розничной цены, а величина акциза должна быть не менее 64 евро на 1000 сигарет, или 1,28 евро на пачку из 20. В Украине величина акциза составляет порядка 0,05 евро на пачку, то есть она в 24 раза меньше, чем требует ЕС. Что касается доли акциза в розничной цене, то в Украине она была равна 15%, а с 1 июля возрастет всего до 16%, что в 3,5 раза меньше, чем требуется в ЕС. Таким образом, если налоги на сигареты в Украине и далее будут повышаться теми же темпами, что и в нынешнем году, то европейского уровня они не достигнут никогда.

    Нередко можно услышать, что различие цен на сигареты в Украине и ЕС обусловлено разной покупательной способностью граждан. Однако при разной покупательной способности населения цены на многие товары в Украине не отличаются от европейских или даже превышают их, поскольку свободное передвижение товаров выравнивает цены на такие товары в разных странах. Те, кто знаком с европейскими ценами, знает, что цена метра жилплощади в Киеве больше, чем, например, в Варшаве, а равный по качеству кофе или шоколад в супермаркете Варшавы может стоить дешевле, чем в Киеве, хотя покупательная способность поляков намного выше.

    И если речь идет о каких-то совершенно необходимых для жизни и полезных для здоровья товарах и услугах, то их цена действительно должна формироваться с учетом покупательной способности жителей страны, чтобы минимизировать неравенство бедных и богатых в отношении здоровья. Когда же речь идет о товарах, обладающих пагубным воздействием на здоровье, каким и является табак, то оснований, по которым он должен быть дешевле в бедных странах, чем в богатых, не существует.

    Что касается стоимости производства, то местный вклад в себестоимость сигарет, производимых из импортного табачного листа, настолько низок, что различия цен на сигареты в разных странах практически зависят лишь от налоговой политики.

    Константин Красовский

    Инф. glavred

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.