• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Путин и Назарбаев дружат против Украины?
    2007-05-14 09:59:47

    Энергетический тандем Казахстана с Россией сорвал чаяния Украины на аверс трубопровода «Одесса-Броды».

    А заодно и надежды Европы на диверсификацию рынка среднеазиатского топлива. Если конкретнее, - нефти. Результат этого события – недовольство Европы надежностью украинских магистральных газопроводов. А общая тенденция для нашей страны весьма негативна.

    Европа готовилась к энергетическому саммиту в польском Вавеле, как готовятся к подпольной вылазке. Планировалось, что удастся собраться потребителям нефти (странам Европы, Грузии), транзитерам (Украине) и ее производителям (Казахстану, Азербайджану) без России. Главным вопросом в повестке дня стоял вопрос обходных от России маршрутов доставки энергоресурсов и аверсной работы трубопровода «Одесса-Броды».

    На последнее, в чем, кстати, была наиболее заинтересована Украина, после нескольких заявлений президента Казахстана Нурсултана Назарбаева во время его вчерашней встречи с Владимиром Путиным, надежды нет. «Казахстан абсолютно привержен тому, чтобы большая часть, если не вся (нефть), проходила именно по территории России. Мы всегда об этом говорим», - заметил Назарбаев. – «Факты говорят о том, что за прошлый год мы транспортировали 52,3 млн тонн казахстанской нефти, из них 42 млн тонн пошли через Россию - через Каспийский трубопроводный консорциум «Самара-Актау» и через Оренбург». Он подчеркнул, что «стратегический характер носит это сотрудничество (России и Казахстана, - Авт.) в нефтегазовой отрасли, в частности, транспортировка казахстанского углеводородного сырья на международные рынки с использованием магистральных трубопроводов России и совместная переработка углеводородного сырья», - сказал Назарбаев. В результате, Россия и Казахстан договорились, что расширение Каспийского трубопроводного консорциума должно идти параллельно строительству нефтепровода «Бургас-Александруполис», чтобы успеть к окончанию строительства и, тем самым, лишить всякой надежды лоббистов продления трубопровода «Одесса-Броды» до Гданска и Плоцка и реализовать идею аверса, особенно выгодную для поддержки статуса Украины как страны-транзитера. Другой целесообразности, в том числе экономической, в реализации этого проекта для Украины нет.

    Да, неучастие в саммите главы Казахстана – неприятная мелочь, которая может перерасти в очень крупные энергетические проблемы Украины, в том случае, если наше правительство, отвечающее за энергетический блок, вовремя не исправится. А ему, как известно, сегодня не до этого – выборы на носу.

    Тем не менее, НАК «Нефтегазу Украины» придется изыскать более чем полмиллиона гривен на ремонт магистрального трубопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» и на диагностику всех магистральных газопроводов, как того потребовала от Украины Европа. В частности, представитель комиссара по энергетике Евросоюза Андриса Пибалгса Ферран Эспуни вчера заявил, что Еврокомиссия требует модернизировать украинскую ГТС. «В Украине происходит уже вторая авария на магистральном газопроводе «Уренгой–Помары–Ужгород». Еврокомиссия считает, что Украине необходимо обеспечить дополнительные гарантии надежности транспортных сетей или, по крайней мере, части этих сетей, поставляющих газ в Европу, – заявил Эспуни. – Для этого мы призываем Украину обратить внимание на пригодность к эксплуатации и безопасность магистралей и провести модернизацию». В противном случае, по словам Феррана Эспуни, Евросоюз намерен «рассмотреть возможность активного финансирования альтернативных путей доставки газа в Европу». Вместе с тем, икать долго не придется. Ряд новых проектов транзита как нефти, так и газа, уже начинают реализовываться. Другое дело – сколько времени займет их постройка и запуск? Вероятнее всего, европейцам придется еще с добрый Десяток лет посидеть на украинском транзите.

    За это время, Украина, собрав волю в кулак, сможет модернизировать свою ГТС. По некоторым подсчетам, «Нафтогаз будет вынужден до конца года начать переговоры о привлечении инвестиций в ГТС. Износ украинской ГТС действительно значительный и для проведения модернизации нужно около 4,5-5 миллиардов долларов. Получить такие деньги самостоятельно вряд ли удастся, поэтому «Нафтогазу» придется искать себе партнера. А где их искать – Украине укажут. Тут варианта три: или Россия, или Германия, или Россия с Германией вместе.

    Как стало известно из интервью министра топлива и энергетики Юрия Бойко российскому изданию «Время новостей», доверенное ему ведомство инициирует проверку трубопроводов по всей территории Украины. «Минтопэнерго готовит поручение о проверке состояния почвы и труб на аналогические дефекты по всей территории Украины», - сказал Бойко. Также, по его утверждениям, НАК «Нафтогаз» тратит на мероприятия по обеспечению надежности ГТС, на линейную часть и компрессорные станции до 500 млн. долларов в год. Внушительная сумма… но результатов именно по обеспечению безопасности пока не видно. Известно, что работа НАКа идет с уклоном конкретно на строительство новых компрессорных станций.

    Итак, центральной темой Саммита в Польше станет, скорее всего, не диверсификация рынков нефти и газа, а критика украинского энергетического руководства за бездействие и халатность. В ответ украинский Президент Виктор Ющенко сможет только намекнуть своему польскому коллеге на его бездействие в вопросе строительства нефтепровода «Одесса-Броды» до Плоцка и Гданска, что затормозило начало конкретных переговоров об аверсе с Казахстаном.

    С другой стороны, Казахстан не раз заявлял, что на отдельные проекты с Европой без России не пойдет. А раз Россию на Саммит в Польше не пригласили, то президенту Путину ничего не оставалось делать, кроме как в пику европейцам уехать в Казахстан, а оттуда – в Туркменистан, где будут решаться самые важные для Европы вопросы – о объемах и ценах газа и нефти. Так, уже сейчас Казахстан и Россия договорились о цене газа для европейцев. Переговоры осуществлялись без участия последних. Теперь настроения польского Саммита предугадать несложно.

    Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Украинского Центра экономическиъ и политических исследований Разумкова:
    Каждый год разрабатывается план модернизации нашей газотранспортной системы. Как нам известно, в «Укртрансгазе» и НАК «Нафтогазе» на это есть. Вопрос в том, что б не распределять их на другие сферы. А по большому счету, наша газотранспортная не хуже, например, чем российская.

    Можно ли привлечь средства без участия Газпрома и других зарубежных компаний?
    Безусловно, привлечь средства на модернизацию ГТС из собственного бюджета, а не с участием «Газпрома» или других инвесторов, представляется возможным. В принципе, денег должно хватать, прибыль НАК «Нафтогаза» достаточна для того, чтобы модернизировать газотранспортную систему. Тут не нужно чужое вмешательство. Сам «Нафтогаз» брал и берет кредиты именинно на эти цели, а не на какие-то другие. То есть деньги есть: нужно только ими умело распорядиться. Чтобы модернизировать ГТС, может уйти 3-4 года. И сумма на это уйдет достаточна большая - 2,5-3 миллиарда долларов из прибыли самой компании и кредитов, привлеченных ею.

    Да, у нас была авария на газопроводе, но это не что-то особенное, которое выводит из строя всю нашу газотранспортною систему. Это бывает иногда, но в принципе, можно с этим бороться.

    Вопрос полной можернизации ГТС на несколько проблем. Нужно, прежде всего, менять линейную часть газопроводов. Вопрос в том, нужно ли менять газоперекачивающие агрегаты? Ведь они работают, и завтра будут работать. Но их КПД достаточно низок.

    Михаил Гончар, руководитель энергетических программ Центра «Номос»:
    Проблема модернизации - не такая уж большая, как пытаются ее представить. Прежде всего, необходимо изменение порочной практики в отношении газотранспортной системы, когда из бюджета изымается, так называемая рентная плата за транспортировку энергоресурсов. Такой практики нет нигде в мире. Это было придумано в 1998 году, когда сводили между собой счет «газовая принцесса» (Юлия Тимошенко, - Ред.) и Игорь Бакай. Тогда появилась эта идея. Сама по себе она и не была бы плохой, если бы не одно «но»: таким образом нагрузили газотранспортную систему дополнительным налогом, что абсолютно противоречит положениям европейской хартии.

    Самое главное - эти деньги, изымающиеся из газотранспортной системы и идущие в общий бюджетный котел, то есть расходуются нецелевым образом, проедаются. А вот как раз сейчас стоило бы пересмотреть эту практику. Пусть эти деньги изымаются, так как извлечь деньги, попавшие в общий бюджет невозможно. Однако Верховная Рада, принимая бюджет на следующий год, должна была бы предусмотреть целевое использование этих средств на модернизацию газотранспортной системы. Понятно, что этих денег не было бы достаточно, но здесь также не являться особой проблемой привлечения внешних средств. Есть неплохая идея со стороны европейской комиссии о том, что мог быть создан некий фон для реконструкции, модернизации газотранспортной системы. ЕС в меморандуме от 1 декабря 2005 года «О стратегическом сотрудничестве в энергетической сфере между Украиной и ЕС», очень четко отметил важность и приоритетность Украины через которую в страны ЕС поступает 40 процентов импортируемого газа.

    Что же касается средств на модернизацию ГТС, то тут нужно быть очень корректными: расчетов за годы делалась очень много. В контексте произошедшей аварии на газопроводе, все бросились делать апокалипсические прогнозы. На самом деле, ситуация не выглядит так, как ее пытаются представить. Каждый год, за 16 лет существования Украины были прогнозы, о том, что в следующем году все развалится, что сорвем весь транзит в Европу, но этого не происходило и не произошло. Авария показательна в том смысле, что транзит газа не прервался. Техническая система функционирует достаточно надежно и устойчиво. Несмотря на то, что была чрезвычайная ситуация, транзит сохранен на том же уровне и не уменьшился, а наши европейские партнеры даже не почувствовали аварии на себе.

    ГТС работает в достаточно удовлетворительном режиме, но, конечно, по степени выработки своих ресурсов близка к пределу своих возможностей. По пропускным возможностям есть резерв. По техническому состоянию, в Энергетической стратегии Украины до 2030 года зафиксировано, что на начало 2006 года, 29 процентов газопроводов отработали свой амортизационный срок, 60 - эксплуатируются от 10 до 33 лет, треть из 703 агрегатов компрессорных станций отработали свой ресурс или близки к этому и требуют реконструкции. Также там записано что, принимая во внимания техническое состояние для поддержания надежной и эффективной эксплуатации, до 2015 года планируется полностью завершить реконструкцию всех компрессорных станций, до 2030 будет завершена модернизация ГТС.

    В разделе «Финансовое обеспечения развития энергетического комплекса» предполагается, что в период 2005-2010 будет потрачено 56,6 миллиарда гривен на нефтегазовый комплекс, 2011 – 2020 годы – 113,6 миллиарда гривен. Эта стратегия 2006- 2030 – 282,3 миллиарда гривен. На обновления газотранспортного комплекса – трубопроводов - планируется потратить 92,4 миллиарда гривен. Денег нарисовано достаточно. Но фактически, газотранспортная система все еще продолжает быть на остаточном принципе финансирования.

    Лично я отношусь к официальной стратегии очень скептически, потому что она клепалась по бюрократической традиции и является плодом коллективного творчества. Я склоняюсь к тому мнению, что модернизировать газотранспортную систему необходимо постоянно. В принципе, сверхкритического состояния нет, эти роботы ведутся, нет необходимости вбухать сразу все деньги, важно четко распланировать их. Сам же вопрос состояния ГТС лежит не в технической сфере. Возможно, авария станет поводом для того, чтобы обратили внимания на газотранспортную отрасль: нельзя все время использовать ее как дойную корову, не делая необходимых вложений. Нельзя сказать, что инвестиций не делалось, но объем их был недостаточен. Также в «Нафтогазе» существует серьезная проблема с прозрачностью генерирования финансовых потоков, с прозрачностью расходов производимых монополией, с практикой закупок материально-технических ресурсов. В то время, когда не хватает денег на поддержку технического ресурса ГТС в нормальном состоянии, колоссальные деньги уходят на оплату различных услуг, которые не имеют прямого отношения к ГТС. Это вопрос оптимизации внутри корпоративной бюджетной политики в рамках, подчеркиваю, государственной компании НАК «Нафтогаз».

    Ольга Василевская

    Инф. "glavred">glavred

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.