По самым скромным подсчетам специалистов, на маршрутках сегодня ездит не менее миллиона пассажиров в день — это 40% от всего количества перевезенных наземным транспортом. «Сегодня» поговорила по душам со столичными водителями.
В Киеве грядет маршруточная революция. После серии масштабных аварий власти таки решили заняться ими вплотную. После нашей публикации, им уже настоятельно рекомендовали не превышать скорость в 50 км/час и держаться обочины, а не высовываться в самую скоростную полосу движения. В будущем же маршруточников «перепишут», заведя на всех досье.
Как рассказал нам начальник коммунальной службы перевозок Сергей Мушта, город планирует создать полную базу водителей бусов, которые работают или работали в Киеве, чтобы контролировать, каких шоферов к себе на работу берут перевозчики — перед приемом на службу они будут обращаться в службу перевозок, где им предоставят полную информацию о том, где работал данный человек, почему покинул (или был уволен) бывшее место работы. По словам Сергея Борисовича, руководителям предприятий-перевозчиков довольно часто приходится увольнять нерадивых водителей. Причины разные. Однажды шофер пришел, день поработал, всю выручку забрал и скрылся. Довольно часто «водил» увольняют по жалобам пассажиров: один скорость постоянно превышает, другой льготников не хочет перевозить и грубит инвалидам-пенсионерам (по правилам, маршруточник должен брать 1—2 льготника, в зависимости от габаритов машины). Реагируют на недовольство, потому что при частых жалобах киевским властям у перевозчика могут просто отобрать лицензию.
Также вскоре хотят сделать остановки маршруток фиксированными — для этого в КГГА создана рабочая группа. Остановки «по требованию» останутся, но для них будет четкое место, обозначенное табличкой. Проект такого новшества служба перевозок даст на рассмотрение на одну из ближайших сессий Киеврады.
У многих из нас при мысли о водителе маршрутки всплывает образ злюки и хама: «Да он посреди дороги остановится, лишь бы «гривню» подобрать!», «За пассажира удавится, битком набивает маршрутку, лишь бы больше заработать», «Видит, как «рубль» с тротуара машет, и несется, подрезая всех на свете».
«Приличный водитель на такую зарплату (1500—2000 грн.) не пойдет, — считает начальник коммунальной службы перевозок Сергей Мушта. — Это проблема не только Киева и Украины. Знаю, что в Москве ситуация с водителями еще плачевнее — на маршрутках работают лица кавказской национальности, а коренным жителям это не нравится. У нас такого нет, но киевских водителей почти не встретишь. По приблизительным подсчетам, выручка на маршруте в среднем за день составляет 600-800 грн. Из них 200-300 гривен идут на заправку машины топливом на следующую смену (получается, закупают по 60 литров, чтобы проехать в день более 200 км. Расход же топлива — 25 литров на 100 км), еще 300 грн. отдают за лизинг машины или кредит, плюс растраты на внеплановые и плановые ремонты, содержание базы маршрутного предприятия. По сути, после этих растрат от выручки остается только сумма на зарплату водителям — 100-300 гривен». Везет тем, кто ездить на газу. Тогда уходит только 130 гривен в день, но таких авто становится все меньше, в основном же ездят «дизельные» «Богданы».
Сами маршруточники тоже называют такие суммы, но, говорят, день на день не приходится. «Хочешь-не хочешь, а 630 гривен за смену отдай, остальное — себе. За рабочий день набегает 50-150 грн, иногда раза в два больше», — признался Владимир, маршруточник из Винницы. Понятно, почему водители не хотят брать пенсионеров-бесплатников и летят к каждой поднятой руке даже постреди маршрута. Потому в маршрутах часто нет билетера, и это становится причиной ДТП, — с ним нужно делиться — отдать где-то треть от выручки. В итоге водители пытаются сами обилечивать пассажиров, причем на ходу, поскольку есть жесткий график пути, из коего запрещено выбиваться, отвлекаются от дороги и, понятное дело, въезжают в столбы.
Водители видят выход в том, чтобы им сделали фиксированный заработок за день и определили четко часы работы. «Если я буду знать, что всегда получу 150 гривен в день, тогда бы не торопился, брал льготников и кассира. Но начальство только и знает, что свою долю взять», — высказал общую мысль заробитчан маршруточник Николай.
Иногда водители, чтобы сэкономить на проживании, ночуют прямо в маршрутках. «Месяц назад спал всю ночь в бусике, в общаге жарко было, — говорит Владимир. — Неудобно, седушки твердые, ноги нормально расправить нельзя, дверь не закрыл из-за жары, от каждого шороха рядом просыпался». По его словам, некоторые его коллеги ночевали в авто не раз: «Если на ночь граммов по 100-200 «тяпнуть», то спится хорошо. Да и новички поначалу берегут деньги». Потом заводят знакомства с коллегами, снимают квартиру по 4-6 человек, некоторые ночуют в общежитиях при автопарке или в гаражах.
Чтобы на дороге было поменьше проблем, маршруточники запасаются оберегами и амулетами. Однако далеко не все верят в их чудодейственную силу. Образы святых, чаще всего Богоматери и Николая Чудотворца, говорят, вешают по совету шефа или из-за моды. Лишь небольшая часть перевозчиков сами крепят иконы, такие обычно выбирают необычных святых. К примеру, старца Серафима Саровского. Или крепят Николая Угодника, но не просто бумажный лик, а деревянный образок. В некоторых автопарках освящают новые машины перед тем, как выпускать их на маршрут. Верят, что аварийных ситуаций с такими микроавтобусами меньше.
У маршруточника Александра иконки прикреплены так, что все время перед глазами. Говорит, ощущает их взгляд и помощь. Может быть, именно эти иконы и берегут его от аварий. Правда, в одной он все же побывал. Стоял на месте, когда в бок врезалась другая маршрутка. «Водитель стал доказывать свою невиновность, мол, я его подрезал, но милиционеры провели экспертизу и доказали — моей вины нет. Так что виновнику пришлось ремонтировать микроавтобусы. Это божественные силы справедливо рассудили», — говорит Александр.
Инф. "for-ua">for-ua
e-finance.com.ua