Как только правительство начинает в ручном режиме регулировать рынок нефтепродуктов, качество топлива резко ухудшается.
В начале недели состоялось очередное совещание экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти, нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности. Примечательно, что последнее аналогичное заседание было в январе 2006 года, а после него практически ежемесячно проводились лишь совещания секретариата этого органа. На последней встрече нефтяники и правительство договорились удерживать цены на бензин марки А-95 на уровне, не превышающем 4,6 грн. за литр, а дизтопливо - не более 4 грн. за литр. Такое решение было принято несмотря на то, что практически с начала года рынок живет по формуле, неоднократно воспетой тем же правительством. Кроме того, как стало известно "k:" из достоверных источников, расчетный коридор по формуле изначально выше установленной цены.
Скорее всего, вышеупомянутое совещание не состоялось бы, если бы не прозвучало заявление лидера БЮТ Юлии Тимошенко об «экстремальном повышении цен на нефтепродукты в Украине при падении мировых цен на нефть на 10 %». Как ни странно, но правительство проглотило эту наживку-провокацию и активно отреагировало на несуществующую проблему, дабы не упасть в грязь лицом накануне выборов. 13 июня на заседании правительства премьер Виктор Янукович выступил с неожиданным поручением - провести интервенции бензина и дизтоплива. Кроме того, прозвучали парадоксальные заявления о нехватке в стране высокооктанового бензина. И это при профицитном рынке. Буквально на следующий день министр финансов сделал сенсационное заявление о том, что цены на нефтепродукты должны остаться в коридоре, установленном секретариатом экспертно-аналитической группы месяцем ранее. В итоге власти вернулись к методу объявления цены на декаду, который практиковался после подписания меморандума о взаимопонимании с нефтяниками в августе 2006 года до внедрения механизма формулы.
А оснований для истерики правительства нет. Рынок в последнее время ведет себя абсолютно спокойно. С учетом снижения цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках, наблюдавшегося в начале месяца, на отечественном рынке наметилась тенденция к уменьшению оптовых партий бензинов. А незначительный оптовый рост на дизтопливо вызван рядом объективных причин. Кроме того, по прогнозам экспертов, до конца месяца снижение стоимости крупнооптовых партий бензина будет продолжаться, поскольку искусственный фактор поддержания значительной разницы между текущими и расчетными ценами крупного опта сегодня составляет от 6 до 13%. Поэтому оптовый сегмент, скорее всего, пойдет навстречу рознице. Перечисленные тенденции свидетельствуют о том, что впервые за долгие годы рынок начал функционировать цивилизованно. И вряд ли ему на пользу пойдет возобновление ручного регулирования. Во-первых, стремление Кабмина любыми способами снизить цены на бензин и дизтопливо, в том числе за счет топливных интервенций, может внести коррективы в поставки импортных нефтепродуктов. Проще говоря, операторы рынка могут приостановить поставки из-за временного нарушения баланса спроса и предложения до выяснения ситуации с ресурсным наполнением рынка. Во-вторых, может повториться ситуация августа прошлого года, когда в ответ на необоснованное правительством понижение цен многие нечистые на руку оки просто начали "бодяжить" топливо, в результате чего доля фальсификата на рынке значительно выросла. Поскольку контроль государства в этой сфере минимален, вероятно, трейдеры вернутся к старой практике.
Инф. "finance">finance