В начале сентября Министерство топлива и энергетики Украины в лице главы ведомства Юрия Бойко заявило о том, что правительство начинает переход от количественного к качественному регулированию рынка нефтепродуктов. Про словам Ю.Бойко, начиная с 20 сентября приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта) будут введены новые требования к бензинам и дизельному топливу, которые вступят в действие через год после утверждения. Эксперты сходятся во мнении, что повышать качество топлива необходимо, однако сомневаются, что переход на новые стандарты будет скорым.
Заявление главы Минтопэнерго полностью согласуется с недавним распоряжением Кабинета Министров N618-р, согласно которому Госпотребстандарту было поручено ежемесячно осуществлять контроль за качеством нефтепродуктов. При этом в самом ведомстве уже заявили, что с начала года провели 120 проверок качества нефтепродуктов на 120 предприятиях, некачественный бензин выявлен на 88 из них. В целом с начала года было забраковано на стадии производства 0,3% нефтепродуктов, на стадии хранения - 1%, в торговой сети - 12%.
Тревожные сигналы относительно качества нефтепродуктов свидетельствуют о своевременности принятия данного решения. Тем более, как заявляют в самом ведомстве, основной причиной снижения качества нефтепродуктов является деятельность около сотни небольших нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые производят топливо, не соответствующее требованиям безопасности и качества.
Ранее, в начале августа, на совещании при участии нефтетрейдеров, а также представителей Госпотребстандарта и Минтопэнерго было принято решение о создании рабочей группы по данному вопросу при участии всех сторон. Кроме того, были предложены механизмы по улучшению ситуации в сфере качества нефтепродуктов. В частности, предлагалось ввести лицензирование производства нефтепродуктов, что должно повысить ответственность их производителей; изменить методы испытаний отдельных показателей нефтепродуктов - это позволило бы проводить арбитражные испытания экспресс-лабораториями, при этом результаты испытаний будут приниматься судами при рассмотрении дел.
Качество горючего, говорилось на совещании, напрямую зависит и от качества сырья. Поэтому нефтетрейдеры предложили также пересмотреть действующий стандарт на нефть, в котором необходимо установить качественные показатели для предоставления возможности производителям осуществлять эффективный входной контроль сырья. Также было решено усилить государственный надзор за качеством и безопасностью нефтепродуктов на всей цепи: производство - транспортировка - хранение - оптовая - розничная торговля.
Заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев в интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ напомнил, что заявление Министра согласуется с планами, которые были закреплены в Меморандуме, заключенном между правительством и нефтетрейдерами. По его словам, в этом документе правительство пообещало способствовать тому, чтобы с 1 января 2008 года Украина перешла на стандарты качества нефтепродуктов, соответствующие экологическим нормам Евро-3. Это стандарт ЕН-228 для бензина и ЕН-590 - для дизельного топлива. По словам эксперта, было дано поручение МАСМА (Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности) разработать соответствующие стандарты, что и было сделано. Теперь же указанные стандарты и должны быть введены в действие соответствующим приказом Госпотребстандарта.
При этом Г.Рябцев усомнился в том, что новые стандарты будут введены в сентябре 2008 года, о чем заявлял Ю.Бойко. "Обычно стандарты с сентября не вводятся, а вводятся с первого января. Но с первого января следующего года вряд ли они будут введены. Поэтому пока точно неизвестно, когда страна перейдет на выпуск этих топлив. А сейчас они (новые нормы, - ред.) будут действовать параллельно с действующими ныне стандартами", - подытожил эксперт.
В свою очередь исполнительный директор Украинской ассоциации потребителей нефтепродуктов Игорь Луценко считает, что переходить на новые стандарты качества нефтепродуктов нужно было еще два-три года назад. В то же время он отметил, что заявление Министра свидетельствует о том, что некоторые украинские НПЗ уже готовы перейти на производство более качественных нефтепродуктов. "Это уже явный сигнал того, что некие заводы у нас готовы к тому, чтобы переходить на новые стандарты", - отметил представитель ассоциации, указав на то, что в соответствии с новыми стандартами могут уже работать Лисичанский НПЗ, а также Одесский (в настоящее время находится на реконструкции, - ред.).
В интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ И.Луценко подчеркнул, что сейчас на рынке возможен "раскол" в связи с вводом новых стандартов. "Одни говорят: давайте, мы готовы, будем работать по-новому. Вторые не заинтересованы в этом. Но я думаю, что сейчас первая позиция будет доминировать, потому что за годы, которые мы откладывали процесс введения новых стандартов, благосостояние населения возросло и машины, которые в настоящее время средний класс стал покупать, стали более требовательны к бензину. Таким образом вопрос цены стал отходить на задний план, а на первый - стандарты качества", - подчеркнул представитель ассоциации.
Что же касается животрепещущего вопроса, не отразится ли борьба за качество нефтепродуктов на кошельке потребителя, эксперты единодушны: подорожания не ожидается. "Абсолютно никакого влияния на цены введение евростандартов не окажет. Единственное, что цены будут как-то реагировать, когда отменят старые стандарты. Но это достаточно большой промежуток времени", - говорит Г.Рябцев.
И.Луценко также не видит причин для повышения цен на нефтепродукты. "Я думаю, что в тех местах, где достаточно жесткая конкуренция, например, в больших городах, о таком (повышении цен, - ред.) вряд ли стоит говорить, потому что там давно уже качественное топливо продается в отдельной категории, так называемое "премиум"... На региональном рынке есть такая возможность, но я думаю, что этого не произойдет", - считает эксперт.
Станислав ПОГОРИЛОВ
Инф. " ">
e-finance.com.ua