Министерство энергетики Беларуси прорабатывает возможность обеспечения до 20% импорта нефти за счет альтернативных схем поставок уже в 2010 году. Соответствующие направления диверсификации поставок предусмотрены в Государственной комплексной программе модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года.
Как сообщает белорусское телеграфное агентство "Белта", специалисты Минэнерго считают существующую схему обеспечения нефтью белорусских НПЗ ориентированной на поставки из России как по системе нефтепроводов "Дружба", так и по нефтепроводу "Сургут-Полоцк". Вместе с тем, в качестве альтернативных вариантов поставок возможны следующие направления: южное - через порты на Черном море (Одесса), северное - через порты на Балтийском море (Вентспилс, Бутинге, Клайпеда). Поставщиками могут быть страны-экспортеры нефти, ведущие добычу в районах Северного моря (Англия, Норвегия), в зоне Персидского залива (страны Ближнего и Среднего Востока) или страны Средней Азии и Каспийского региона (Казахстан и Азербайджан).
В частности, для северного варианта необходима организация обратной перекачки нефти по нефтепроводу из порта "Вентспилс". Для этого потребуется замена трубы протяженностью 6 км, строительство нефтеперекачивающей станции (НПС) и системы учета нефти, изменение технологических схем промежуточных насосных станций, строительство резервуарного парка объемом 100-150 тыс. кубометров. Необходимые инвестиции по этому проекту составляют порядка $40 млн.
Что касается поставок нефти по южному направлению, то здесь рассматривается несколько возможных вариантов. Так, может быть использован комбинированный маршрут доставки нефти, включающий прокачку по магистральному нефтепроводу "Одесса-Броды", перевалку в вагоны-цистерны на эстакаде в Бродах и дальнейшую транспортировку по железнодорожной дороге. Альтернативные варианты поставок предполагают также строительство перемычки "Бобовичи-Костюковичи" на действующем магистральном нефтепроводе или строительство участка нефтепровода с тремя нефтеперекачивающими станциями и восстановлением НПС "Костюковичи". Кроме того, возможно использование нефтепровода "Баку-Супса", а также приобретенных Казахстаном нефтеналивных терминалов в Грузии и Украине. Это сделает возможным доставку казахстанской нефти в Беларусь, в том числе и железнодорожным транспортом через Украину.
"Указанными путями возможно организовать поставки нефти к 2010 году до 20% от общего потребляемого объема, необходимого для загрузки мощностей белорусских НПЗ", - считают в Минэнерго. Кроме того, Беларусь продолжит проработку проектов по участию в освоении месторождений и добычи нефти за рубежом: в Венесуэле, Иране, Азербайджане.
Инф. E-Finance