Сельхозпроизводителей проинструктировали специалисты
Минагрополитики собрало во вторник в Днепропетровске бухгалтеров районных управлений агропромышленного развития и крупных сельхозпредприятий. Речь шла об актуальных вопросах учета и налогообложения. Практики высказали при этом немало полезных замечаний по упрощению работы бухгалтера и уменьшению количества заполняемых форм, необходимых при отражении хозяйственных операций.
Но и общение со специалистами министерства также было небесполезным для аграрных бухгалтеров. Главный специалист Управления бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы МинАП Елена Бирюкова не только просветила их в отношении ведения единых форм первичных бухгалтерских документов, но и ознакомила с новыми правилами расчета фиксированного сельскохозяйственного налога на 2008 год. В частности, она пояснила, что предприятиям, пострадавшим от засухи этого года, если они хотят и в следующем году оставаться плательщиками фиксированного сельхозналога, необходимо обратиться в Торгово-промышленную палату за письменным подтверждением форс-мажорных обстоятельств.
При этом эксперт всеукраинской бухгалтерской газеты «Баланс-Агро» Светлана Мальшакова рассказала собравшимся о том, как отразить в бухгалтерском и налоговом учетах убытки от засухи, разъяснила особенности налогообложения государственных дотаций, полученных сельхозпредприятиями. Налоговые органы часто требуют выплачивать с полученных сумм НДС. Эти требования неправомерны, уверена Мальшакова. По ее словам, в Законе «О налоге на добавленную стоимость» четко сказано, что объектом налогообложения являются операции по продаже товаров, работ или услуг. Между тем получение государственной дотации — это не продажа, а значит — нет объекта для уплаты НДС.
Директор работающего в Днепропетровске центра образовательных программ Мария Чумасова рассказала бухгалтерам о нюансах взаимоотношений предприятий с контролирующими органами. В частности, по ее словам, ни сотрудники налоговой милиции, ни органы МВД не имеют права проводить проверку предприятия без достаточных на то оснований. Проверка может быть проведена только при наличии направления, скрепленного печатью контролирующего органа с указанием ее цели и названия проверяемого предприятия. Откровением для бухгалтеров стало и сообщение о том, что сотрудники налоговых органов не имеют права проводить контрольные закупки и по их итогам штрафовать предприятие. Вздох облегчения у бухгалтеров вызвала информация о совместном приказе, подписанном ГНАУ, КРУ и Министерством финансов. В частности, контролирующим органам в нем предписано разрабатывать планы проверок таким образом, чтобы представители всех контролирующих структур одновременно проводили плановые проверки предприятия. Таким образом, предприятие, пережив 20 дней общения со всеми контролерами сразу, все остальное время может спокойно работать. К сожалению, эти требования на практике часто не выполняются. Некоторые предприятия находятся в состоянии проверки практически круглогодично. Чумасова обратила внимание бухгалтеров также на то, что сотрудники налоговых органов не имеют права самовольно продлевать срок проверки. Так, если, согласно направлению, проверка должна была проходить с 1 по 20 число, а проверяющий впервые пришел на предприятие лишь 5-го, то закончить проверку он все равно должен 20-го. А продлить процесс можно лишь в том случае, если имеется соответствующий приказ начальника налогового органа. А с 25 декабря, после вступления в силу Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», продлевать плановые и внеплановые проверки вообще запрещено.
Когда-то в прессе бытовал такой штамп: после мероприятия участники выходили окрыленными. На этот раз бухгалтеры, общавшиеся со специалистами МинАП, всего лишь почувствовали, что государство не относится к ним враждебно, а готово услышать пожелания и дать далеко не бесполезные советы.
Ольга ПАЛИЙ
Инф. "day">day
e-finance.com.ua