В наступившем году железным дорогам Украины будет все труднее справляться с увеличивающимся грузовым и пассажирским оборотом. Рост грузооборота составит не менее 8%. При этом повышение грузооборота произойдет одновременно по всем направлениям - по внутренним перевозкам, экспорту-импорту и транзиту. Такое мнение ЛІГАБізнесІнформ выразил руководитель аналитической группы "Менеджмент консалтинг групп" (МКГ) Дмитрий Подтуркин.
По его словам, увеличение объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом в 2008 году будет связанно в первую очередь с перевозками классических железнодорожных грузов - уголь, руда, металл, строительные материалы, нефть и нефтепродукты, химия, зерно. Другим фактором повышения грузооборота в году станет, по мнению главы МКГ, возрастающая потребность в строительных материалах, особенно в гранитном щебне. В первую очередь это связано с проведением большого объема работ по строительству транспортной инфраструктуры на юге России в рамках подготовки к проведению зимней олимпиады в Сочи, а также в Украине - для проведения чемпионата по футболу Евро-2012.
По оценкам специалистов компании, объем транзитных перевозок в 2008 году увеличится, по сравнению с 2007 годом, на 10-15%. Рост транзитных перевозок железнодорожным транспортом будет связан с увеличением потоков классических железнодорожных грузов и контейнерных перевозок через порты. Главными факторами, определяющими объем транзита грузов через территорию Украины, будет политическая стабильность в стране, эффективная работа таможенных служб, эффективность сотрудничества между портами и железной дорогой, а также уровень портовых сборов.
"Увеличение потока экспортных грузов связывается в первую очередь с глобализацией деятельности ведущих украинских металлургических ФПГ (финансово-промышленная группа, - ред.). В частности - с приобретением производственных предприятий в Европе и организации грузопотока сырья, полуфабрикатов и готовой продукции к ним от материнских компаний на Украине. В основном этот грузопоток будет проходить либо в направлении станций перегрузки на западных границах страны, либо через морские порты", - отметил Д.Подтуркин.
Он добавил, что увеличение потока импорта напрямую связано с увеличением импорта в Украину энергетического и коксующегося угля. При этом энергетический уголь для потребностей украинских ТЭС на сумму более 2 млрд грн "будет поставляться, скорее всего, из Польши, а коксующийся уголь пойдет по двум направлениям". "С одной стороны, после покупки группой "Evraz" в Украине металлургических активов группы "Привата" (трех коксохимических заводов), можно ожидать возобновления импорта российского коксующегося угля в объемах 2-3 млн тонн на эти предприятия. С другой стороны, группа ИСД уже организует импортные поставки на 2008 год нескольких млн. тонн коксующегося угля из стран дальнего зарубежья морским путем", - считает глава МКГ.
Единственным сдерживающим фактором развития импортных поставок угля морским транспортом является, по словам Д.Подтуркина, отсутствие возможности обслуживания украинскими портами по перевалке грузов судов вместимостью 100 тыс. тонн. Руководитель аналитической группы выразил опасение, что "дефицит коксующегося угля в Украине может достичь 8 млн тонн в год. Учитывая это, в недалеком будущем, - по его словам - можно ожидать возобновления проекта создания угольного порта в Севастополе и появления других подобных проектов".
Напомним, российская горно-металлургическая группа "Evraz Group", подписала соглашение о приобретении мажоритарных пакетов акций ряда производственных предприятий в Украине. В частности она приобрела доли в трех коксохимических предприятиях, таких как ОАО "Коксохимический завод "Баглейкокс" - 93,74% акций, ОАО "Днепрококс" - 98,65% акций и ОАО "Днепродзержинский коксохимический завод" - 93,83% акций, общей мощностью 3,52 млн. тонн металлургического кокса в год.
Инф. E-Finance
e-finance.com.ua