Отечественные производители наперебой заявляют о росте рынка в 2006 г. в два раза. Они говорят о переориентации потребителей на более высокий класс автомобилей. Однако в перспективах рынка они не уверены, поэтому придумывают различные варианты «стимулирования продаж».
По словам директора компании «Хюндай моторс Украина» Виктора Оранского, фирма будет предоставлять пятилетнюю гарантию (или 100 тыс. км пробега) на все машины, проданные через дилерскую сеть. По мнению заместителя директора компании Геннадия Четверухина, в 2005 г. владельцами «Хюндай» стали более 6 тыс. человек. Уже в этом году планируется рост до 12 тыс. Судя по представленной ценовой политике (разница между базовой комплектацией и «полным фаршем» не превышает 20%), компания явно идет на демпинг. По крайней мере опрошенные эксперты подтвердили, что в подобной комплектации машин С-класса (стоимостью до $23 тыс.) в Украине не найти. Они связывают это со стратегией компании, направленной на увеличение присутствия на рынках Центральной и Восточной Европы.
Руководство компании отмечает, что обновленная модельная линейка подорожает, «но незначительно…». В беседе с корреспондентом «ЭИ» г-н Оранский заявил, что переход на мелкоузловую сборку на заводе в Луцке не предвидится по крайней мере в течение двух лет... «Пока что мы являемся украинской компанией и развиваемся только за счет украинского рынка»,— заявил он. Опрошенные «ЭИ» производители говорят, что один производственный комплекс (например, сборки или покраски.— Авт.) для мелкоузловой сборки в украинских условиях не может стоить дешевле, чем $20 млн. Подобных комплексов понадобится минимум пять. Как стало известно «ЭИ», в текущем году на автозаводе в Луцке планируется выпустить около 6 тыс. автомобилей С-класса, то есть себестоимость одной машины при таких объемах будет ну очень велика.
По словам экспертов, продажа даже 10 тыс. «Хюндай» в год отечественный рынок существенно не изменит, поскольку его ежегодный объем достигает 250 тыс. К тому же падает покупательная способность населения, что трудно было предположить осенью 2005 г., когда составлялись прогнозы на 2006 маркетинговый год. Все опрошенные эксперты едины в том, что около 60% потенциальных потребителей уже перешли на автомобили ценой от $14 тыс. до $23 тыс. То же самое происходило и в России два-три года назад.
Для того чтобы изменить ситуацию и повысить продажи, конкурент «Хюндай моторс Украина» — ЗАО «Еврокар» — 14 февраля заключило договор с ООО «Евролизинг». Они договорились о сотрудничестве в расчете на рост продаж. Глава холдинга «Атолл» Олег Боярин полагает, что продажа произведенных компанией автомобилей в текущем году удвоится по сравнению с 11113 ед. в 2005 г. Как заявил в беседе с корреспондентом «ЭИ» генеральный директор компании «Евролизинг» Роман Иваненко, «лизинг давно стал привлекательным в Европе», дескать, там рост автопарка лизинговых компаний в 3 раза превосходит темп роста корпоративных автопарков. По его словам, поставка автомобилей в лизинг производится в основном только крупным заказчикам. «А вообще, если все лизинговые операторы предоставили своим клиентам в 2005 г. 6 тыс. автомобилей, то уже в 2006 поставки удвоятся»,— уверен он.
Если исходить из высказываний чиновников Минпромполитики, отечественный авторынок ждет небывалый рост. То ли за счет поставок и сборки в Украине автомобилей в категории до $23 тыс., то ли за счет гибкой политики, в том числе и лизинговой. Но большинство опрошенных «ЭИ» экспертов с этим несогласны и сходятся в том, что текущий и последующий маркетинговые годы для автотрейдеров и автопроизводителей станут «рисковыми». Пока никто не может предсказать уровень инфляции, а следовательно и уровень платежеспособного спроса на автомобили. «Даже Минпромполитики до сих пор не предоставило не то что прогноза на текущий год, но даже статистику по 2005 г. не дало»,— заявил в субботу один из опрашиваемых экспертов.
Евгений Тур
Инф. e-finance.com.ua