• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • В противостоянии с "тенью"
    2008-02-26 14:34:13

    Десятки лет, изучая теневую экономику, ученые и практики пытаются найти способы ее регулирования, но никому еще не удавалось найти способ ее искоренения. Теневая экономика в большей или меньшей степени присуща всем временам и всем странам, а ее влияние как положительное, так и отрицательное, очень велико.

    «Тень» настолько прочно и надежно вошла в нашу повседневную жизнь, что уже никого не пугает. И не удивляет. Да и чему удивляться? По данным Министерства экономики, порядка 39 % всей стоимости товаров и услуг, произведенных в Украине, приходится на теневой сектор. Так что для многих «тень» — вполне уютное и удобное прибежище. Сокращение объемов этого сектора как программное направление громко звучит, наверное, в ходе всех предвыборных кампаний всех партий всех стран. С «тенью» борются повсюду, в каждой стране свои масштабы этой войны, но результаты везде достаточно скромные.

    Беда, в общем, не в том, что теневая экономика существует — это явление в той или иной мере характерно для всего мира. Проблема как раз в масштабах. Теневая доля экономики Украины составляет 39 % (а по исследованиям других источников — до 60 %). Это огромная цифра. Для сравнения: по данным американского эксперта Э. Уолтерса, доля теневой экономики в валовом национальном продукте США колеблется в пределах 8—12 %, в Канаде и Франции — 5—8 %, в Норвегии и Швеции — 6—7 %. Так что вряд ли кто-то оспорит тезис, что формирование эффективной конкурентоспособной экономики по европейскому образцу невозможно без существенного снижения уровня ее тенизации.

    Но это все — общая экономика. Отдельная проблема теневого сектора — продукт, который он «поставляет» на рынок. Тот, что в «тени» производится, теневым способом транспортируется, завозится в страну или же через теневые механизмы реализуется. Эта продукция, как правило, не соответствует требованиям никаких нормативных документов в части их безопасности и качества. А значит, она потенциально опасна для каждого из нас. Сколько сегодня такого товара на нашем потребительском рынке, точно не скажет никто. Могу привести такие данные: из проверенных органами госнадзора Госпотребстандарта на протяжении прошлого года 7187 предприятий факты выпуска некачественной продукции и нарушений нормативных требований выявлены на 5746 из них, то есть в 79,9 % случаев. Это только на этапе производства и оптовой торговли.

    Собственно, система технического регулирования и потребительской политики во всем мире является одним из действенных инструментов борьбы с «тенью» в экономике. Но, к сожалению, эффективность ее в нашей стране сегодня тормозится, причем тормозится, похоже, сознательно. То есть теневой сектор фактически имеет достаточно мощное лобби на всех уровнях государственной власти. Скажем, со вступлением в силу с 26 декабря прошлого года Закона Украины «Об основных положениях государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» работа по госнадзору, в частности, за соблюдением требований стандартов, норм и правил, практически полностью парализована. Кто бы объяснил, как можно проверить качество того, что предприниматель реально каждый день продает потребителям, если о предстоящей проверке его нужно предупредить за 10 дней? Неужели кто-то верит, что к моменту появления инспектора некачественную, контрафактную, а зачастую и просто опасную для здоровья продукцию не спрячут подальше от его бдительного ока? Какой тогда вообще смысл в этих проверках, если они не имеют элемента неожиданности? И главный вопрос: кому это выгодно?

    В зоне особого риска сегодня – производство нефтепродуктов, спирта и алкогольных напитков, сертификация дорожно-транспортных средств. Кто знает, сколько в нашей стране сегодня действует нелегальных и полулегальных нефтеперерабатывающих мини-заводов? Вот только один пример. В конце осени прошлого года наши специалисты по государственному надзору совместно с представителями правоохранительных органов провели проверки нефтеперерабатывающих предприятий, расположенных на территории Крыма. Они выпускают бензины и дизельное топливо по техническим условиям. При проверке ЗАО «Нефтеперерабатывающий завод «Крым» в поселке Суворовское Сакского района отобрали пробы стабильного бензина и направили их в лабораторию. В результате исследования выяснилось, что эта так называемая фракция не отвечает элементарным требованиям безопасности соответствующего ГОСТа. Использование такой продукции при производстве моторного топлива наносит вред не только окружающей среде, но и технике. Но особенно поразило, что это предприятие вообще не имело права производить продукцию: ни регистрационных документов, ни разрешения на производство, ни протоколов защиты окружающей среды, измерений концентрации бензина, исследований продукции, ни санитарного заключения на нормативную документацию, как, собственно, и самой нормативной документации.

    Естественно, указанные технические условия отменены, а реализация продукции запрещена.

    К сожалению, эта ситуация — не редкость. Только в Крыму после описанного выше случая была приостановлена деятельность трех таких мини-заводов. Вопрос же стоит не только о прекращении работы отдельных теневых предприятий, но и о ликвидации явления в целом. Фактически мы говорим о необходимости на государственном уровне внедрять новую идеологию качества, всячески продвигать и поддерживать добросовестных производителей, а не крышевать теневиков, как это зачастую оказывается на практике.

    Стоять в стороне от этих процессов в расчете на то, что «рынок сам все отрегулирует», уже невозможно. Немногие, к сожалению, понимают, что в действительности происходит на рынке. Теневые производители не просто порочат украинский бренд, они подталкивают нас к лидерству в «мировом чемпионате фальсификата». Своими действиями они же ведут нашу страну к печальному лидерству по уровню смертности населения — в настоящее время мы уже на первом месте в Европе. Иными словами, вопросы некачественных продуктов стоят намного острее, чем кажется на первый взгляд.

    Актуальной остается и проблематика повторного использования и введения в оборот товаров, которые не отвечают установленным нормам. Многочисленные жалобы потребителей, а также результаты проведенных территориальными органами Госпотребстандарта Украины проверок свидетельствуют о низком качестве товаров, реализуемых на потребительском рынке. В соответствии с действующим законодательством, в случае установления несоответствия товаров требованиям нормативных документов, органы по защите прав потребителей имеют право приостановить реализацию таких товаров. Что мы и делаем постоянно: выдаем предписания о запрете реализации отдельных партий продукции, запрещаем выпуск определенной продукции, штрафуем нарушителей и так далее. В то же время законодательством не предусмотрены механизмы реализации таких решений, в связи с чем отсутствует контроль за последующими действиями субъектов хозяйствования, продукция которых должна быть изъята из оборота и утилизирована. Как результат, наши инспекторы постоянно выявляют многочисленные факты реализации на потребительском рынке запрещенных к продаже товаров.

    Проблема многократно усложнилась в прошлом году, когда госбюджетом не было предусмотрено финансирование отбора образцов и проведения независимой экспертизы качества товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов. Это лишило возможности территориальные управления по защите прав потребителей определять в полном объеме соответствие проверяемой продукции требованиям нормативных документов по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим, токсикологическим и другим показателям, соответствие состава продукции — собственно, основным составляющим контроля качества и безопасности. Да плюс проблема «упрощенцев», отсутствие накладных у которых не позволяет выйти на оптовиков и установить цепочку поступления на рынок фальсифицированной продукции.

    В сентябре прошлого года в Украине принято постановление Кабинета министров «О создании системы оперативного взаимного оповещения органов государственного контроля и надзора о выявленных опасных и фальсифицированных товарах». Основная задача системы — ведение мониторинга опасных и фальсифицированных товаров (кроме продуктов питания животного происхождения, продовольственного сырья, кормов, лекарственных средств и медицинских препаратов), которые не отвечают обязательным требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, а также учет недобросовестных производителей, поставщиков и продавцов. Введение ее в действие однозначно повысит эффективность контроля за качеством и безопасностью продукции на рынке, усилит взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов за счет оперативного обмена информацией, а значит, повысит уровень оперативного реагирования. Более того, это подготовит нас к подключению к европейской системе быстрого обмена информацией в случаях выявления на мировом рынке опасных для здоровья потребителей товаров — системе RAPEX. Однако до сих пор реализация этого постановления не обеспечена финансированием из бюджета.

    Мало того, органы госнадзора вообще не смогут проводить лабораторные исследования продукции, подлежащей проверке, поскольку в бюджете на этот год средства на эти цели не предусмотрены.

    В этот же ряд наиболее серьезных проблем можно отнести отсутствие контроля со стороны органов госнадзора качества и безопасности ювелирных изделий, игровых автоматов и так далее. Кроме того, очень медленно предприятиями-производителями спирта и алкогольных напитков выполняется Указ президента Украины «Об усилении государственного контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, обеспечения защиты жизни и здоровья граждан» в части внедрения систем управления качеством и безопасностью продукции в соответствии с требованиями международных стандартов. Сегодня в нашей стране насчитывается около 250 предприятий—производителей алкогольной продукции. Но (по состоянию на конец прошлого года) только 113 из них сертифицировали системы управления качеством.

    Госпотребстандарт Украины предложил на рассмотрение правительству свою программу разрешения этих и других вопросов. В частности, предлагается внести изменения в законы Украины «О подтверждении соответствия», «Об основных положениях государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», на законодательном уровне обязать субъекты малого предпринимательства, освобожденные от учета и отчетности (упрощенная система налогообложения), вести учет движения продукции (налоговые накладные) и усилить уголовную, административную и административно-хозяйственную ответственность за изготовление и распространение фальсифицированной продукции. Реализация этих мероприятий должна способствовать детенизации экономики средствами технического регулирования, обеспечить прозрачность производства и реализации на потребительском рынке товаров, работ и услуг, которые будут отвечать требованиям нормативных документов. Это позволит ежегодно выводить из теневого оборота на 10—15 % больше продукции и тем самым увеличить поступления в бюджет на 5—7 млрд гривен. В конце концов, это даст нам возможность вписаться в условия ВТО с наименьшими потерями.

    Огромное значение, наконец, имеет активность субъектов добросовестного бизнеса: при желании они могут очень сильно осложнить жизнь теневикам. У Госпотребстандарта уже есть опыт такого сотрудничества, например с компанией «Проктер энд Гэмбл». Когда компания обнаружила, что на украинском рынке львиная доля продукции под ее маркой фальсифицирована, то очень оперативно оборудовала передвижные лаборатории. И с нашей помощью были выявлены и перекрыты все цепочки поступления фальсификата. Этот метод уже берут на вооружение отдельные нефтяные компании, которые терпят немалые убытки от конкуренции со стороны теневых производителей.

    Тем временем по инициативе самих производителей разворачивается принципиально новая схема борьбы с теневиками. Это своего рода системы оперативной информационной поддержки потребителей, так сказать справочная служба: покупатель, приобретя тот или иной товар, может обратиться в специальный информационный центр и по штрих-коду установить подлинность купленного продукта. Пока в этой системе зарегистрировалось всего несколько предприятий, но я уверен, что идея будет развиваться и найдет поддержку. Все это имеет колоссальный потенциал влияния на рынок, нужна только активность со стороны как бизнеса, так и самих потребителей.

    Проблем огромное множество, и среди них, пожалуй, второстепенных нет. Их решение возможно лишь в случае заинтересованного участия в этой работе не только центральных органов исполнительной власти, но и объединений промышленников, предпринимателей, профессиональных и общественных организаций, научных и бизнес-кругов, да и самих потребителей.
     
    Александр Шныпко

    Инф. "cn">cn

     

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.