• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • «…на реформы нет ни денег, ни времени, но осуществлять их все равно нужно», - министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко
    2008-05-19 11:14:09

    В Луганске с четверга в среднем на 33% выросли тарифы на содержание домов и придомовых территорий. Неделей раньше стоимость коммунальных услуг почти вдвое повысилась в Тернополе. Готовится очередной виток инфляции? Или же местная власть таким образом пытается решить наболевшие проблемы жилищно-коммунального хозяйства, которое давно требует кардинальных реформ? Но каждый новый министр видит их по-своему. Алексей КУЧЕРЕНКО, который уже вторично «вступил» в коммунальные проблемы, рассказал «Дню» о своем видении планов реформирования ЖКХ.

    — На недавней встрече с мэрами вы говорили, что на проведение коммунальных реформ не осталось ни времени, ни денег. Объясните подробнее, что вы имели в виду?
    — Вы меня неправильно поняли. Я говорил, что на реформы нет ни денег, ни времени, но осуществлять их все равно нужно. Мы проговорили и проели ресурс, который должен был смягчить их. В отличие от своего более «либерального» предшественника считаю, что у нас не осталось времени на такую «доброту». Я сторонник более жестких и более радикальных мероприятий.

    — Что именно вы имеете в виду?
    — Будет мало разработать какую- то политику, необходимо выработать механизмы для ее реализации. С одной стороны, должна быть возможность давать предприятиям «пряник» в виде государственных средств, с другой — «кнут», четко ставя перед ними задачу по энергосбережению, предоставлению качественных услуг. Сказанное касается, в первую очередь, тарифного регулирования естественных монополий, а также других направлений коммунальных реформ, например, создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).

    — Кстати, как продвигается их создание? Как стимулировать появление ОСМД?
    — В 90-х годах мы выбрали свой путь приватизации жилья — бесплатный. Однако владелец квартиры — это не только право, но еще и обязанность содержать в подобающем состоянии весь дом.

    — Как вы заставите людей исполнять эту обязанность?
    — Я остаюсь сторонником жесткого, прагматического подхода, по которому пошли Польша, Чехия, Словакия. Он заключается в том, что, как только в доме появляется хотя бы одна приватизированная квартира, там обязательно нужно создавать ОСМД. Для воплощения этой идеи в жизнь мало только воли министра, необходимо политическое решение на наивысшем уровне. Я допускаю, что через год Украина будет выбирать между этим вариантом и более мягким. Исходя же из сегодняшних реалий, мы понимаем: если не выбрать обязательный вариант, то следует прибегать к жестко-стимулирующему.

    — Что это значит?
    — Во-первых, нужна пропаганда и позитивные примеры. Во-вторых, — хорошие стимулы. Это, например, автоматическая передача в собственность ОСМД придомовых территорий уже во время регистрации этих организаций. Новая редакция законопроекта о создании ОСМД (я его соавтор) уже находится в Верховной Раде. В- третьих, нужна также реальная помощь ОСМД через паевое участие государства в капитальном ремонте, утеплении дома, оборудовании его счетчиками. Сразу хочу сказать, что государственное участие в капремонте будет незначительным. Окончательный его размер еще не определен, но оно может быть на уровне 10—20% от общих расходов. Поэтому, учитывая нынешние сложности, министерство делает главное ударение на термосанации домов.

    — Какие финансовые механизмы для стимулирования энергосбережения вы можете предложить жильцам?
    — Механизм только один: государственная поддержка по погашению тела кредита и процентных ставок по кредиту на такие цели. Скоро пройдет встреча ЕБРР с десятью банками, которым предложат конкретные механизмы привлечения средств в отрасль ЖКХ.

    — Можно подробнее...
    — Вопрос в том, что должно быть юридическое лицо, которое эти банки в дальнейшем будет кредитовать. Скорее всего, это и будет ОСМД. Далее будет осуществляться термоаудит дома, будут определяться энергозатраты, которые можно сэкономить после обновления жилья. За пять лет вложенные инвестиции окупятся и следующие 25 лет владелец за коммунальные услуги будет платить в два раза меньше, чем раньше.

    — А кто будет платить за кредит?
    — Люди. За все платит потребитель. Государство может частично поддержать. Польша, например, компенсировала 25% тела кредита и давала льготный процент для энергосохраняющего кредита. Соответствующий закон должен появиться в Верховной Раде в июне. Его рабочее название — «Об энергоэффективности жилых домов».

    — А у нас кредитный подход, который применяется в Польше, сохранится?
    — Наше министерство его поддерживает, но требуется правительственное решение.

    — Будет ли обязательным создание ОСМД при заселении граждан в новые дома?
    — Об этом говорит одна из норм упомянутого выше законопроекта про ОСМД. Она вытекает из опыта цивилизованных стран. Там ни одну квартиру в новом доме нельзя продать, если не создан ОСМД. Человек покупает не просто квартиру, а свою долю в конкретном инимуме.

    — Как вы оцениваете шансы на поддержку такого законопроекта различными политическими силами в парламенте?
    — Если его удастся деполитизировать, то он пройдет! Но если там начнется шоу на тему, кто больше любит народ,— то точно не пройдет. У меня был разговор с Владимиром Рыбаком, Александром Поповым и другими уважаемыми людьми. Они в приватном разговоре поддерживали эту идею.

    — Где будете брать инвестиции для восстановления сетей, которые массово выходят из строя?
    — Все там же: у банков, инвестиционных фондов. Механизм только один — частичное погашение тела кредита и компенсация процента по кредиту. Я понимаю, что резко избавиться от практики бюджетных инвестиций нельзя, но дальнейшее ее использование ведет в никуда.

    — Вы за внедрение концессий в коммунальном секторе. Но нужен еще и закон, который бы при этом защитил стратегические объекты от скрытой приватизации. Министерство его разработало?
    — Концессия и отличается от аренды на 49 лет — скрытой приватизации — тем, что это более жесткий механизм со взаимными обязанностями сторон, которые довольно четко прописаны. Сегодня Закон «Об особенностях концессии для предприятий водо- и теплоснабжения» проходит завершающую фазу согласования и через несколько недель он будет передан на рассмотрение правительства. Но мне кажется, что одной концессии может быть недостаточно для привлечения мощных инвестиций в отрасль ЖКХ. У меня есть опасения, что под лозунгом концессии приходят не инвесторы, а финансовые управители, которые пытаются сесть на финансовый поток и инвестиции отнести на прибыль. Если это случится то, нужно, как мне кажется, идти на частичную приватизацию коммунальных объектов. Скажем, 50+1% предприятия остается у общины, а 49% выпускаем на рынок для привлечения инвестиций.

    — Если допустить, что такая приватизация состоится, то инвесторы будут обращать внимание, в первую очередь, на привлекательные объекты. А как быть с убыточными?
    — Каждый объект имеет свою цену. Главное — приватизация не какого-то «железа», а права выхода на рынок, который будет привлекателен всегда. Ведь люди как пили воду, так и будут пить, а значит — будут платить за это деньги.

    — Вашу инициативу относительно создания независимого регулятора естественных монополий в составе министерства некоторые называет попыткой избавиться от ответственности за рост тарифов.
    — Это не так. Сейчас ответственность размыта: 60% лежит на плечах органов местного самоуправления, а 40% — на НКРЭ, которое фактически не является независимым. Поэтому люди обвиняют в росте тарифов всех. Мы предлагаем сделать, чтобы это было коллегиальное решение людей, которые сознательно устанавливают единые правила игры для всех субъектов этого рынка.

    — Каким вы видите такой регулятор?
    — Это определит Верховная Рада в соответствующем законе. Министерство же, руководствуясь своими полномочиями, производит механизмы реализации такой идеи. У нас существует определенное видение, но оно должно вписываться в конституционные изменения. Национальную комиссию по регулированию естественных монополий следует прописать в Конституции, так же как Верховный Суд или Антимонопольный комитет. И она не должна входить в правительственную вертикаль. В условиях действующей Конституции, эта комиссия должна формироваться из шести членов, каждый из которых через год становится ее головой. Подавать на рассмотрение ее состав должен был Президент, а утверждать — Верховная Рада.

    — Будут ли в нее входить представители Министерства по вопросам ЖКХ?
    — Нет. Министерство вообще через 3—4 года выполнит свою миссию и его как такового не будет. Часть ведомства трансформируется в эту комиссию... Другая будет называться Министерством жилищной политики и коммунальной инфраструктуры.

    — В прошлом году на рассмотрение Верховной Рады был внесен проект Жилищного кодекса. Собираетесь ли представлять в парламент свой вариант?
    — Да, специалисты министерства, привлекши ученых НАНУ, существенно доработали проект кодекса. Сейчас он проходит процедуру согласования. Я надеюсь, что в течение месяца он будет передан на рассмотрение правительства.

    — Будет ли там норма о принудительном отселении людей из аварийных домов?
    — Мы вообще не говорим о принудительном отселении. Речь идет только о принудительном выкупе земли в случае возникновения общественной необходимости. Такая норма находится не в данном Кодексе, а в недавно утвержденных на заседании правительства изменениях к Закону «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда». Мы предлагаем определенную методологию и механизмы решения спорных вопросов с жителями дома при разрешении дальнейшей судьбы аварийных домов.

    — Каковы эти механизмы?
    — Есть четкие строительные экспертизы. Методология данного закона заключается в том, что экспертизу может провести даже владелец любого дома. Но на основании полученной информации нужно принять решение, что дальше делать с домом. Житель может жить в доме еще 5—7 лет, пока тот не станет аварийным, ничего не делать, или же принять участие в программе реконструкции жилья.

    — Вероятно, для запуска такой программы уже сейчас нужно начинать строить жилье для отселения?
    — Мы это понимаем и сейчас происходит планирование построить стартовые дома в 10-ти пилотных городах страны. Кстати, по методологии этого закона даже запрещено создавать маневренный фонд, куда человек на определенное время переезжает как во временное жилье. Люди будут переселяться в новые квартиры и только тогда будут передавать свою квартиру на снос. Человек защищен на 101%!

    — Сегодня отказ одного из жителей отселяться не позволяет сносить дом. Что предлагаете в этом случае?
    — В законе прописан механизм, в соответствии с которым решение о дальнейшей судьбе такого дома, принятое 60% жителей, является обязательным для выполнения остальными 40%. Утверждать такую норму будет Верховная Рада...

    — Возвращаясь к новой редакции Жилищного кодекса, хочу спросить, что вы изменили по сравнению с предыдущей?
    — Не стоит ожидать, что Кодексом будет разрешено не платить за жилищно-коммунальные услуги. Не следует ожидать, что в Кодексе запишут невозможность выселения из квартиры за долги. Рано или поздно за комунальные долги будут отбирать квартиру, если не по Жилищному кодексу, то по Хозяйственному.

    Наталья БИЛОУСОВ

    Инф. "day">day

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.