Одной из главных новостей закончившейся недавно выставки «АвтоЗапровочный Комплекс-2006» стало возвращение позиций сжиженного газа (пропан-бутан) в качестве топлива для авто. После падения цен на газ до 1,6-1,7 грн./л производители оборудования прогнозируют появление в 2006 г. минимум 100 новых заправок. А оборот этого рынка явно превысит прошлогодние 420 тыс. т (т.е. примерно $150 млн. в ценах 2005 г.).
Производители оборудования для АГЗС бойко рекламировали на выставке свой товар. Во всяком случае, возле их стендов не иссякал поток любопытных посетителей. В том числе, судя по «подслушанным» корреспондентом разговорам, мелких владельцев АЗС, подумывающих о добавлении к бензиновым пистолетам газовых. Крупные розничные торговцы нефтепродуктами интересовались оборудованием меньше — на своих АЗС они устанавливают газовые колонки уже не первый год.
Заместитель директора НПООО «АСТРОН» (проектирование и постройка АГЗС и газовых терминалов) Вячеслав Скрипин считает напугавшее автолюбителей осеннее подорожание сжиженного газа традиционным: «Оно связано с экспортом топлива в Польшу и Германию, которые в это время пополняют свои запасы». Так это или нет, но в рознице с сентября по октябрь 2005 г. газ вырос в цене более чем на 70%. А в отдельных регионах цена приблизилась к стоимости высокооктановых марок бензина и составила 3,65 грн. за литр. Тем не менее, г-н Скрипин уверил, что интерес к оборудованию со стороны «заправочников», несмотря на уменьшение интереса автомобилистов к этому виду топлива, остался на высоком уровне. Дескать, уменьшение разницы цен на бензин и газ временное, и владельцы АЗС это понимают. По оценкам г-на Скрипина, в Украине сейчас существует максимум 1200 АГЗС, притом что нужно 2500 (всего в Украине около 6 тыс. автозаправок.— Авт.).
Техдиректор научно-производственной компании «Шельф» (один из крупнейших производителей газозаправочных колонок) Тимур Кечиян уверен, что пока газ будет стоить дешевле бензина (сейчас литр сжиженного газа стоит 1,6-1,7 грн.— Авт.), «газовый» сегмент топливного рынка будет развиваться. По его прогнозам, в 2006 г. суммарный оборот этого рынка (продажа газа и оборудования для АГЗС) вырастет в 2,5 раза по сравнению с 2005 г., а АГЗС будет построено около 100, на 20-25% больше, чем в 2005 г.
Начальник центра общественных связей компании «Лукойл-Украина» (в сети компании около 230 АЗС.— Авт.) Валерий Рясик тоже считает продажу альтернативного топлива перспективной, хотя и отметил ряд проблем. К последним он относит сложности с получением разрешения на строительство газозаправочного комплекса — даже на работающей АЗС. Тем не менее, по его словам, около 30% автозаправочных комплексов компании уже дооборудованы газом, и эта цифра продолжит расти. «Компания рассматривает возможность оборудования газозаправочными комплексами всех своих заправок, где это технологически возможно»,— объяснил г-н Рясик.
Примерно так же настроены и в компании «Альфа-нефть» (сеть заправок ANP; насчитывает около 600 АЗС). Представитель «Альфа-нефти» Игорь Хомко отметил, что сейчас сжиженным газом можно заправиться на 62 станциях компании. «Мы планируем дооборудовать такими комплексами все АЗС»,— добавил он. По оценкам г-на Хомко, в Украине сейчас не более 400 АГЗС (эксперты считают эту цифру более реалистичной; с другой стороны, если отдельно стоящую «газовую колонку» считать заправкой, то 1200 — тоже похожи на правду.— Авт.), а к концу года их станет на 100-200 больше: «Кризис уже прошел. Сейчас газ очень дешевый. Люди продолжают переоборудовать машины». Правда, г-н Хомко отметил, что этой весной объем продаж на АГЗС упал примерно на 15-20% по сравнению с весной 2005 г. Однако он уверен, что уже в первых числах апреля картина поменяется: «Во-первых, газ дешевеет. Во-вторых, объем продаж зависит от сезона. Весной-осенью он увеличивается».
Опрошенные эксперты подтверждают, что рынок альтернативного топлива активно развивается. Директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин уверен, что в этом году темпы роста рынка, как минимум, останутся на уровне прошлого года: «Осенне-зимний кризис уже прошел. Цены на сжиженный газ снижаются: из-за увеличения экспортной пошлины (с $25 за т в 2005 г. до $80 — в 2006 г.— Авт.) газ стало более выгодно продавать на внутреннем рынке, и количество предложений возросло». Как уточнил эксперт консалтинговой компании UPECO Виталий Давий, он уже несколько лет ожидает бума на этом рынке: «Украина на несколько шагов отстает от Польши. А там сейчас почтиина авто на сжиженном газе работает. В Украине — пока меньше 10%».
Андрей Бережанский
Инф. e-finance.com.ua
Газ вернулся под капот
2006-03-29 09:03:00
Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.
WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open. WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch. OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy. Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна. |
Related News / Новини рубрики:
Mamy nadzieję na udany rok dla ukraińskich rolników
Україна шукає ефективні моделі імпорту електроенергії Ukraine sets new records for frozen raspberry exports Іспанія як головний імпортер українського зерна: що варто врахувати Україні при експорті Ukraiński cukier drożeje: przyczyny i perspektywy na rok 2025 В Україні знову дорожчає автогаз: що відомо про зростання цін Верховна Рада ухвалила закон для збільшення доступного житла для переселенців Zełenski był inicjatorem opracowania specjalnych warunków podatkowych dla miast przygranicznych Українці продовжують вибирати бензинові авто Les prix des œufs en Ukraine atteignent des niveaux records : à quoi s'attendre d'ici la fin de l'année |