Как вы думаете, где находится центр Одессы? Правильно, на Дерибасовской. Но географический центр нашего города расположен совсем в другом месте – в поселке Большевик.
«Большевик» стал затерянным миром не случайно. Попасть сюда можно или через вечно закрытый железнодорожный переезд на 7-й Пересыпской, или с Окружной дороги, или пешком. Другой дороги сюда нет. Сам переезд – место соприкосновения цивилизаций, тут магазины, банк, транспорт… За переездом даже есть автобусные остановки, которые никогда не заменят на модные стеклянные остановки со схемами маршрутов.
Впрочем, общественный транспорт здесь представлен автобусом №105, который ходит два раза в день (и это – единственный городской маршрут, на котором работает последний автобус-гармошка, в котором ездит полтора человека) и его укороченным вариантом, соединяющим поселок Большевик с 7-й Пересыпской. Иногда попадаются пригородные маршрутки. И все. Таксисты, кроме местных мужиков, услышав, что клиенту нужно куда-то далеко за железнодорожные рельсы, либо отказываются, либо загибают двойной, а то и тройной тариф.
До войны сюда ходил от Ярмарочной площади трамвай маршрута №7, а еще лет десять назад тут оставались старинные бельгийские трамвайные станции. Трамвай сюда пускали не просто так — на левом берегу Хаджибейского лимана планировалось создание еще одного грязевого курорта, подобного Куяльницкому и Хаджибейскому. 1917 год внес свои коррективы — курорт не состоялся, зато потом вполне состоялась база военных гидросамолетов — Гидропорт.
Исторически весь район сложился вокруг Балтской дороги, или, как ее называют местные – Балтовки. До революции вдоль дороги расположились две слободки – Солдатская (в ней селились ветераны) и Балтовка (тут жили мясники). И начиналось все не от переезда у 7-й Пересыпской, а у Ярмарочной площади – именно там берет начало Балтская дорога. Сейчас она разорвана путями железнодорожной станции Одесса-Пересыпь, через которые переброшен пешеходный мостик.
В центре поселка – самый настоящий архитектурный сюр. В самый разгар репрессий, в 1937 году, здесь возвели огромный жилой дом в стиле сталинского ампира. Сейчас он в удручающем состоянии — облупившийся фасад, выбитые местами окна, «сопли» телевизионных антенн…
Есть и другие сталинки, попроще и без «архитектурных излишеств» — их строили уже в 1950-е по переходным проектам.
Имеется и достаточно много двухэтажек барачного типа того же времени постройки, о чем свидетельствуют эмблемы «1955».
Тему сталинской архитектуры продолжает величественное четырехэтажное здание общежития завода «Большевик» — это более ранняя постройка начала 1930-х, в стиле конструктивизма. Пустые оконные рамы в башенке весьма конструктивно сочетаются с металлопластиковыми стеклопакетами.
Осмотрев жилищные условия, мы можем заняться и исследованием местной сферы услуг. За совдеповской вывеской скрывается столь же совдеповский по обстановке сельмаг. Тут продается всё – от продуктов, пива и водки до халатов, тельняшек и лекарств. Соседняя торговая точка при весьма скромных размерах носит статус торгового центра. На базарчике, даже ранним утром в будний день кипит торговля.
Через задние дворы «сталинок» мы выходим к электроподстанции, сразу за которой начинается болото. На болоте то ли живет, то ли не живет, местное лох-несское чудовище — человек-свинья. Встречей с этим монстром пугают детей в местной школе. Особенно часто мутанта местные жители замечают по утрам после праздников — когда все хорошо насвинячатся, то не только человек-свинья привидится, но и, чего доброго белочка или Жаба.
От насосной станции и почти до самого лимана Балтская дорога проходит в зеленом тоннеле – с одной стороны камыши по берегам Румынского канала, построенного во время оккупации, с другой – склон Жеваховой горы. На склоне иногда попадаются жилые домики. А от насосной станции до моря канализационные стоки или вода из Хаджибейского лимана течет в море. По этой же трубе жители Большевика ходят на пляж и даже ездят на велосипеде.
Поселок Большевик раньше славился своей промышленностью. Еще до революции тут появилась куча заводов — маслозавод братьев Трепель, костопальный завод Смита, кожевенные заводы Вайнштейна, Дашевского, Рисмана, обувная фабрика Уманского и даже маленький свечной заводик Балтской церкви. Хотя все это мелочь по сравнению с пробково-линолеумным заводом Викандера и Ларсона, к которому еще в XIX веке подвели железнодорожную ветку. Сейчас вся эта промышленность мертва – «Большевик» вступил в эпоху постиндустриализма.
Есть тут и школа — типичная школьная постройка сталинских времен, в которой, впрочем, поскупились на колонны во всю высоту здания. Зато тут есть единственный знак пешеходного перехода и телефонный коммутатор. Сама школа стоит на площади Мичурина. Раньше эта площадь не пустовала, о чем говорят ее старые названия Воловий рынок и Казачий базар. Сюда пригоняли скот со всей Украины для продажи на скотобойни Пересыпи. Рядом со школой – бывшая усадьба, ныне жилой барак.
При Советском Союзе тут было целых три детских садика, по уровню своей оснащенности не уступавшие любому садику в центре города. Тогдашние дети до сих пор с теплом и любовью вспоминают эти дошкольные заведения. Два из них развалились, а их территория стала свалкой, по которой бродят одичавшие собаки. В третьем расположилась автошкола, где учат водить вовсе не автомобили, а лодки.
Если говорить по сути, то поселок Большевик – это территория постиндустриального социального апокалипсиса. Промышленность умерла, вместе с ней загнулся и клуб. Коммунальное хозяйство в удручающем состоянии, а экологические условия не самые лучшие – сырость, отсутствие канализации способствуют болезням. Жители поселка, ранее неразрывно связанные с местной промышленностью, оказались никому не нужны. Добраться сюда сложно, так что жить в Большевике приходится только в качестве вынужденной меры – ибо больше негде. В лучшем положении жители частных домов – впрочем, как и все жители частного сектора, которые меньше зависят от наших доблестных коммунальщиков.
По материалам http://dumskaya.net
e-finance.com.ua
Затерянный мир в центре Одессы
2013-04-08 08:45:37
Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.
WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open. WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch. OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy. Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна. |
Related News / Новини рубрики:
Äpfel sind die Hauptfrucht der Ukraine: Produktionsanalyse für 2023
War and the environment: Ukraine estimates environmental damage from 1,000 days of war Mamy nadzieję na udany rok dla ukraińskich rolników Україна шукає ефективні моделі імпорту електроенергії Ukraine sets new records for frozen raspberry exports Іспанія як головний імпортер українського зерна: що варто врахувати Україні при експорті Ukraiński cukier drożeje: przyczyny i perspektywy na rok 2025 В Україні знову дорожчає автогаз: що відомо про зростання цін Верховна Рада ухвалила закон для збільшення доступного житла для переселенців Zełenski był inicjatorem opracowania specjalnych warunków podatkowych dla miast przygranicznych |