• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • В обход Босфора и Дарданелл
    2006-06-06 09:16:00

    Началась коммерческая прокачка нефти по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан»

    В воскресенье в турецком порту Джейхан завершилась погрузка первой партии сырья из новой магистрали на танкер. Этот день можно считать началом экспорта углеводородов из Каспийского региона в обход проливов Босфор и Дарданеллы.

    4 июня владельцы нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» завершили заполнение магистрали сырьем. Для этого потребовалось около 10 млн. барр. углеводородов. В этот же день специалисты погрузили первую партию нефти на английский танкер British Hawthorn.

    Торжественное открытие последнего и самого длинного участка артерии -- турецкого -- запланировано на июль. Эта часть протяженностью 1 076 км включает в себя четыре компрессорных станции и морской терминал с семью резервуарами общей емкостью 7 млн. барр.

    Условия позволяют одновременно загружать энергоносителем два танкера дедвейтом до 300 тыс. тонн. Таким образом, можно говорить, что первый маршрут поставок сырья с Каспия в обход проливов Босфор и Дарданеллы, наконец, заработал.

    Напомним, что трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» был построен в 2005 году. До этого экспортеры нефти поставляли свой товар потребителям через упомянутые морские коридоры. Однако часто это было сопряжено с определенными неудобствами. Например, через Босфор каждый год свыше 50 тыс. судов, из которых 5,5 тыс. -- танкеры. Такому количеству кораблей нелегко курсировать через ворота, ширина которых на самом узком участке составляет всего лишь 700 м.

    К тому же турецкие власти недовольны сильной загруженностью своего коридора. В связи с этим они прибегают к различным ограничениям. Например, суда, которые имеют право на проход через Босфор, обладают дедвейтом 120-200 тыс. тонн. В 2002 году страна ввела новые ограничения, которые значительно замедлили транзит танкеров через пролив. Постановления, в частности, предусматривают запрет на проход судов длиной более 200 м в ночное время. Другие регулятивные меры, а также плохие погодные условия создают огромные корабельные пробки. Нередко задержки длятся более 20 дней. А простой обходится перевозчикам примерно в 50 тыс. долл. в сутки.

    Поэтому в качестве альтернативного маршрута был построен трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» длиной 1,767 тыс. км, мощностью 1 млн. барр. в сутки или же 50 млн. тонн в год. Акционерами являются: ГНКАР (Азербайджан, 25%); British Petroleum (Великобритания, 30,1%); TPAO (Турция, 6,53%); Statoil (Норвегия, 8,71%); Unocal (США, 8,9%); Itochu (Япония, 3,4%); Amerada Hess (США, 2,36%); Eni (Италия, 5%); TotalFinaElf (Франция, 5%); INPEX (Япония, 2,5%) и ConocoPhillips (США, 2,5%).

    Запуск «Баку-Тбилиси-Джейхан» заметно изменит направление экспортных потоков каспийской нефти. Пока что сырье транспортируется по по двум основным маршрутам -- «Баку-Новороссийск» и «Баку-Супса». Протяженность первого из них -- 1,4 тыс. км, а пропускная способность -- 5 млн. тонн нефти в год. Мощность второго -- 7,4 млн. тонн в год. В то же время «Баку-Тбилиси-Джейхан» способен прокачать до 50 млн. тонн в год.

    Более того, высокая плата за транспортировку по магистрали «Баку-Новороссийск» (а она сейчас составляет 15,67 долл./т) также существенно повлияет на выбор экспортного маршрута. Правда, руководство российской «Транснефти» полагает, что видимых изменений не произойдет.

    "Трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» еще предстоит на деле доказать свою конкурентоспособность с российским маршрутом «Баку-Новороссийск». Нас не смущает возможность снижения потребности азербайджанской стороны в российском трубопроводе", -- заявил вице-президент компании Сергей Григорьев.

    Чтобы прокачивать все экспортные объемы азербайджанской нефти, достаточно одного только «Баку-Тбилиси-Джейхан». Страна сегодня добывает более 20 млн. тонн в год. Из них за рубеж отправляется примерно 69% -- 14,4 млн. тонн сырья. А такого количества явно недостаточно, чтобы заполнить магистраль мощностью 50 млн. тонн в год хотя бы наполовину. Артерия дает возможность восточному государству отказаться от более затратных вариантов, в том числе и от украинской трубы «Одесса-Броды».

    Инф. economica

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.