По итогам февраля 2015 года большинство кредитных организаций не смогли покрыть свои расходы, среди них лидеры рынка, такие как ВТБ и Россельхозбанк. Согласно РСБУ-отчетности российские банки получили убыток в размере 12 млрд. рублей. Наблюдается сокращение резервов в основном по валютным кредитам – в среднем на 150 млрд. рублей. Активы банка снизились на 5,4 %, причем валютные статьи сокращаются быстрее рублевых с учетом переоценки с учетом укрепления национальной валюты (10,3 и 2 % соответственно).
На фоне ухудшающегося финансового состояния заемщиков произошел рост просроченной задолженности на 31 млрд. рублей (на 0,3 % в месяц). Сокращение кредитного портфеля констатируется на уровне 3,8 %, что составляет 1,6 трлн. рублей.
Таким образом, нарастание проблем в банковском секторе очевидно. Снижение эффективности деятельности, вызревание кредитных портфелей будет способствовать отрицательной финансовой результативности в течение года.
Причина кроется в нарастании кризисных явлений задолго до появления очевидных проблем. Прежде всего, это рост резервов под «плохие активы», неэффективное использование средств и ориентация на краткосрочную, быструю прибыль.
Иван Шаров, генеральный Директор брокерской компании "Финансовое агентство" выделяет следующие факторы, которые способствуют такому положению:
Во-первых, это повышение стоимости заимствованных средств на межбанке под влиянием роста ключевой ставки.
Во-вторых, ограниченность внешнего заимствования в условиях введения санкций и, следовательно, усложнения внешнеполитических связей.
«Все это на фоне снижения маржинальности банковского бизнеса, а также ухудшения платежеспособности населения, приводит к тому, что банки попадают в своеобразные ножницы, с одной стороны которых рост стоимости фондирования, а с другой – падение процентных доходов и рост рисков», отмечает эксперт.
Государство с целью поддержки ослабевающего банковского сектора рассматривает возможность создание единого санатора на базе АСВ – специального финансового института, которой станет своеобразны банком плохих долгов.
С другой стороны банки и самостоятельно ищут решение проблем. Комментирует Иван Шаров:
«Ключевым и достаточно очевидным решением, которое сейчас активно применяется ведущими финансовыми структурами, остается снижение текущих издержек. Если говорить про банки, то это, в первую очередь, сокращение количества офисов и представительств банка, оптимизация структуры и количества персонала, фокусирование на стратегически важных и доходных направлениях кредитования.
В этой новой парадигме особую актуальность приобретает деятельность посредников, которые готовы агрегировать в себе решения сразу от нескольких банков, тем самым снижая стоимость реализации собственных продуктов для банков и позволяя Клиентам получать более полную картину по кредитным предложениям. Такими посредниками являются кредитные брокеры, как, например, наша компания – Финансовое Агентство.
Ключевое отличие от традиционной посреднической схемы заключается в том, что кредитный брокер позволяет банку изменить свои фиксированные затраты на персонал сторону переменных затрат брокера. Это не примитивная перепродажа товара или услуги за повышенную стоимость, а, по сути, узкая специализация компании (в данном случае – на реализации банковских продуктов), которая приводит к сокращению затрат всех участников процесса. В результате банк фактически переводит часть своего бизнеса на своеобразный аутсорсинг и может сосредоточиться на остальных направлениях деятельности для повышения эффективности и роста доходов.
Для оптимизации затрат и повышения качества работы с клиентом компания Финансовое Агентство запустила собственный контакт центр, который позволит:
• Общаться с Клиентами по всей стране, исключив регулярные очереди на точках.
Так, теперь приходя в кредитную зону, вам будет предложено сразу же начать оформление по телефону, пока кредитный специалист заканчивает работу с текущим Клиентом.
• Поддерживать проекты онлайн-кредитования – рост этого сегмента продаж сетей бытовой техники и электроники наиболее стремителен в последние годы.
• Быть со своими сотрудниками всегда рядом. Регулярные «поддерживающие» звонки, срезы по имеющимся вопросам, дистанционное обучение – все это стало возможным с запуском этого проекта».
e-finance.com.ua