• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Подозрительно дешевый бензин
    2005-11-10 14:08:00

    Цены на топливо поползли вниз. но платит страна за это очень дорого.

    Автомобилисты в регионах счастливы: литр 95-го кое-где стоит уже 3 грн 70 коп. В столице пока старые цены: нижняя планка – 4 грн, при этом эксперты обещают, что в течение недели нефтепродукты подешевеют и в Киеве. Чтобы обеспечить это 15-копеечное снижение, правительство рискует тем, что «лягут» нефтеперерабатывающие заводы страны.

    Ни тебе сборов, ни тебе налогов, ни тебе Тимошенко!
    Специалисты, раньше в один голос кричавшие о грядущем подорожании до 5 грн за литр, теперь объясняют причины обратного процесса. По их мнению, бензиновое отступление вызвано падением сезонного спроса, удешевлением русской нефти и изменениями в законодательстве – теперь ведь разрешен беспошлинный ввоз нефтепродуктов.

    Радуется и глава правления НАК «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко:
    – Снижение цен на рынке – это то, что мы и прогнозировали. Помните, говорили: будет дефицит в конце года, будет дефицит на осень... А мы же утверждали, что дефицита не будет. Рынок наполнится нефтепродуктами. Более того, будет тенденция к снижению цены, чего сегодня мы и достигли. И цены продолжат снижаться дальше. Я не стану прогнозировать, насколько. Но такая тенденция есть, – с гордостью заявил он «Газете...».
    Среди причин порой называют и благоприятные последствия отставки Юлии Тимошенко. Но здесь можно и поспорить – ведь ликвидировать таможенные пошлины на бензин леди Ю предлагала еще в середине лета, тогда ее слова всерьез никто не воспринял. А теперь Еханурову депутаты разрешили возить бензин и солярку из соседних стран. Те политики, которые еще полгода назад с пеной у рта доказывали абсурдность этой идеи, теперь спокойно смирились с неизбежным шантажом российских нефтетрейдеров, которым выгоднее возить нам готовый бензин, чем гнать на переработку «черное золото». А то, что столь прогрессивные подходы – простейший способ сделать украинскую экономику еще более энергозависимой, никого особо не волнует.

    Кстати, удешевление объясняется не только ликвидацией ввозной пошлины на готовые нефтепродукты, но и упразднением целого ряда акцизных сборов, 2%-ного сбора в Пенсионный фонд – практически импортеры нефти в Украину оказались в некоем «налоговом раю»: их прибыль напрямую зависит от объемов поставок, и они совсем не делятся с государством.

    Зачем нам свой бензин? Нам свой бензин не нужен!
    О том, чем такая политика украинской налогово-таможенной лояльности может грозить государству в будущем, мы поинтересовались у Владимира Сапрыкина, директора энергетических программ Украинского центра Разумкова.

    – Снижение цен на нефтепродукты – это хорошо для потребителя, это маленькая тактическая победа Еханурова. Но в стратегическом плане – это огромное поражение. Три из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов сейчас стоят. В кризисные моменты, ближе к посевной, государство кратковременно тоже предоставляло льготы импортерам бензина, но никогда столь объемные и на такие длительные сроки! Объемы поставок нефти в Украину в этом году снизились по сравнению с прошлым – в октябре этого года мы получили на 37% нефти меньше, чем в октябре 2004-го. Отечественный рынок заполняется импортным бензином. Вскоре импорт может достичь трети всего рынка в Украине, и это будет крах топливно-энергетического сектора. Уже сейчас наши заводы отстают от зарубежных конкурентов в своем технологическом развитии лет на семь. Наш бензин невозможно никуда экспортировать – по своим экологическим параметрам он не только не подходит под европейскую норму Евро-4 или хотя бы более толерантную Евро-2, но даже не соответствует сильно заниженным внутриукраинским ГОСТам. Заводам срочно нужны деньги на переоснащение производства. А где их взять, если нефти нет, ввозится дешевый бензин и более дорогие нефтепродукты никого не интересуют? Таким образом, заводы де-факто умирают. Причем в регионах, где построены заводы, они являются бюджетоформирующими предприятиями – то есть десятки тысяч людей получают зарплаты и пенсии исключительно благодаря НПЗ.

    – В итоге – о каких суммах убытков может идти речь?
    – Сейчас это очень сложно посчитать. Мало того, что им не из чего налоги платить, так еще ведь в этих предприятиях есть государственная часть – то есть бюджет не получает плановых прибылей. Плюс в бюджет не падает и копейки за импорт. Так что суммы просто астрономические в итоге получаются. И удешевление бензина на 5–7% (а это предел, ниже цена не опустится, и то 7% – это только в случае, если очередного взрыва какого-нибудь в Ираке не случится) никак не компенсирует Украине гибель целой отрасли.

    Дешевый бензин – только в мышеловке

    Ярослав Жалило, экономический эксперт:
    – Очень настораживает тот факт, что удешевление бензина сопровождается сокращением экспорта нефти. Фактически, мы все меньше производим готовых нефтепродуктов, сети АЗС постепенно переходят на импортное топливо. И это негативный процесс – ведь даже после того, как в строй войдут 3 стоящих в данный момент украинских нефтеперерабатывающих завода, эти АЗС, работающие по накатанной схеме с импортерами, не захотят покупать бензин украинского производства. А девать его некуда – ведь наше топливо слишком некачественное для экспорта. То есть, то, что наши НПЗ при такой государственной политике «ценоснижения» рискуют остановиться насовсем, – это факт. А когда мы достаточно «подсядем» на бензин из-за бугра – тогда импортеры смогут себе позволить много чего. Нельзя исключать возможности, что бензин в Украине после всех этих процессов начнет в итоге резко дорожать. Также неприятен тот факт, что за счет Украины сейчас обогащаются другие государства – ведь из-за отмены пошлин трейдеры нефтепродуктов платят НДС за границей.

    Оптом и в розницу
    Стоимость 95-го бензина ниже 4 грн за литр зафиксирована уже в 14 областях Украины. Чемпион низких цен – Харьков, где топливо на некоторых заправках подешевело на 20 коп. На отдельных станциях залить можно даже по 3,65 грн/л. Устойчиво снижаются цены в Крыму и Херсонской области – за прошлую неделю горючка упала в цене на 10–15 копеек.

    Зато в Киеве, Донецке и Днепропетровске высокооктановый бензин марки А-95 по-прежнему стоит от 4,10 грн за литр. Не сдвинулась с места розница и в Николаеве, где заправиться популярной маркой можно в среднем по 4,06 грн/л.

    Эксперты утверждают, что разница между оптовыми и розничными ценами на высокооктановые бензины уже превышает 1000 грн на одной тонне. Поэтому владельцы АЗС сейчас не просто хорошо зарабатывают, а получают сверхприбыли. Причем делают это «с особым цинизмом» – на заправках тех же крупных сетей («ТНК», «Лукойл») цены в разных регионах отличаются. Крупные фирмы, владеющие сетями заправок, стали проявлять неслыханную гибкость на рынке – они как бы отдали мелким фирмам возможность диктовать цену и подстраиваются под их цифры.

    Михаил Ганницкий

    Инф. pk

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.