• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Предохранение от форс-мажоров
    2006-11-22 14:32:02

    Цивилизованные варианты регулирования агарного рынка возможны и в Украине

    В последнее время на аграрном рынке Украины сложилась непростая ситуация. Неурожай в разных странах мира привел к повышению спроса на зерновые, это-то и подтолкнуло зернотрейдеров к масштабному экспорту, который в свою очередь встревожил Кабмин. Правительство, стараясь не допустить дефицита зерна и, как следствие, роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия, вынуждено "тормозить" экспортеров. Те несут колоссальные убытки от простоя зафрахтованных ими судов в украинских портах, не говоря уже о штрафных санкциях, связанных с невыполнением заключенных контрактов. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, Минэкономики разрабатывает цивилизованные варианты регулирования рынка. Правда, когда они реально заработают, пока сказать сложно…

    Регулирование. Мировой опыт показывает, что организационной структуре зернового рынка должна соответствовать и адекватная система управления, поскольку без его регулирования в той или иной мере не обходится ни одна страна. Так, в США существует развитая контрактная система и Товарно-кредитная корпорация, в Канаде — Пшеничный комитет, во Франции — Государственное управление по производству и продаже зерна. Для управления аграрным рынком в странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) также имеются государственные структуры, которые по поручению правительства выполняют управленческие функции, разрабатывают нормативно-правовые документы, целевые программы. Например, в Польше этим занимается Агентство сельскохозяйственного рынка, основными задачами которого являются: анализ состояния рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сбор и обработка необходимой информации, подготовка и предоставление правительству оценок и предложений по рыночной конъюнктуре, регулирование стратегически важного рынка зерна и зернопродуктов. Аналогичные органы имеются и в других странах: в Венгрии — Координационный комитет по регулированию аграрного рынка, в Чехии и Словакии — Федеральный фонд рыночного регулирования.

    К сожалению, сложно сказать, кто реально выполняет подобные функции в нашей стране, т. к. они раздроблены между несколькими структурами. И согласно пословице о семи няньках имеем соответствующий результат. Иногда он плачевный, а порой — просто смешной. Например, в процессе квотирования и лицензирования экспорта зерна все действительно напоминает грустный анекдот — в конечном итоге правительство утвердило квоты, но суд в соответствии с исковым заявлением юриста одной из небольших зернотрейдерских компаний признал само квотирование не отвечающим законодательству. Выходит, что уже и Кабмин обвинять не в чем! Но экспорт не осуществляется — такова цена отсутствия координации действий операторов рынка. И отсутствия структуры, которая должна эту функцию выполнять.

    Страхование. На прошлой неделе Министерство экономики обнародовало проект закона "О товарных биржах", предполагающего введение фьючерсных и форвардных соглашений. В общем-то, прогрессивный ход, особенно с учетом того, что биржевой товарный рынок до сих пор регулируется законом от декабря 1991 года.

    Особенностью аграрной сферы является, прежде всего, низкая эластичность спроса на продовольствие в зависимости от цен и уровня сельскохозяйственного производства. Колебания, даже относительно незначительные, в производстве и потреблении приводят к непропорциональным изменениям цен и дестабилизируют всю продовольственную систему. Эти проблемы в применении к украинскому рынку должны решить "форварды" и "фьючерсы", которые позволяют, как это принято говорить в цивилизованном мире, "хеджировать" риски (хеджирование — это страхование цены и прибыли при совершении фьючерсных сделок). Важность хеджирования в мире изменчивых цен нельзя недооценивать. Есть много примеров потерь, вплоть до банкротства, вследствие временного неблагоприятного изменения цен. Подобные ситуации часто встречаются именно в сфере сельского хозяйства, когда рост урожая зерна приводит к падению цены на него ниже себестоимости. Именно такая ситуация привела к созданию биржи Chicago Board of Trade и к введению товарных фьючерсов еще в далеком 1860 году.

    К слову, не все точно понимают значение слов "форварды" и "фьючерсы". Форвардный контракт — документ, дающий право купить или продать товар в будущем при определенных условиях. Цена продукции при такой сделке фиксируется при подписании контракта. Фьючерсный документ предусматривает проведение операций купли-продажи по стоимости на момент завершения сделки. Покупатель такого контракта сможет продавать его другим лицам без ведома продавца на протяжении всего срока его действия. Фьючерсный контракт представляет собой разновидность форвардного соглашения, достигнутого в какой-то момент времени, в соответствии с которым необходимо произвести поставку некоего товара в указанный день в будущем по цене, которая устанавливается в момент заключения контракта. Фьючерсный контракт — стандартный договор, который заключается на фьючерсной бирже и все условия которого, за исключением цены, определены биржей.

    При помощи хеджирования украинский производитель зерна или сахара получает возможность устранять ценовой риск, осуществляя операции с фьючерсными контрактами. Следует отметить, что хеджер может выступать на бирже как продавцом, так и покупателем фьючерсного контракта. После заключения фьючерсного контракта и покупатель, и продавец принимают на себя конкретные обязательства перед расчетной палатой биржи.

    На современном этапе мировая биржевая товарная торговля в подавляющей части представляет собой именно торговлю срочными контрактами. Другими словами, основными функциями биржи стали: определение рыночной цены товара, обеспечение финансирования торговых операций и страхование ценовых рисков производителей и потребителей. Общий годовой объем биржевых операций с продукцией сельскохозяйственного сектора составляет порядка $1,7—1,8 трлн., из которых на зерно приходится около 20%. Наиболее крупными биржами, осуществляющими зерновую торговлю, являются: Чикагская торговая биржа, Токийская биржа, торговая биржа в Канзас-Сити, Виннипегская биржа. Объем торговли пшеницей на Чикагской торговой бирже (Chicago Board of Trade) составляет ориентировочно 12 млн. стандартных контрактов в год, что сравнимо с общим объемом мирового производства. Мировой объем зерновых составляет приблизительно 500—550 млн. тонн в год. Суммарный объем международной торговли при этом составляет 100—120 млн. тонн. Полагаю, что в конечном итоге Украине никуда не деться от внедрения мирового опыта, что только пойдет на пользу и сельхозпроизводителям, и торговцам этой продукцией, и, что самое главное, — потребителям.

    Господдержка. Тем не менее, помимо сугубо институциональных мероприятий, практически во всех развитых странах осуществляется государственная поддержка в сельском хозяйстве. Соображения продовольственной безопасности, а также угроза избыточной миграции сельского населения в города заставляет государства субсидировать аграрный сектор за счет бюджета. Основными видами государственной поддержки в цивилизованных странах являются субсидии, кредитование, развитие сельской инфраструктуры, проведение научно-исследовательских работ в области сельского хозяйства, обеспечение продовольствием нуждающихся групп населения и обеспечение безопасности производства продовольствия (качество сырья и продовольствия).

    Субсидии товаропроизводители получают в виде компенсационных платежей за участие в различных программах ограничения производства и регулирования рынка. Доля субсидий на компенсацию затрат в сельском хозяйстве промышленно развитых государств в общей сумме государственной поддержки — самая высокая. Например, в Норвегии она составляет 57%. В странах Европейского Союза для этих целей на одного занятого в сельском хозяйстве из бюджета выделяются $19,2 тыс., в Канаде — $14,1 тыс., в США — $36, 9 тыс., в Японии — $29,8 тыс. Второй важнейшей формой поддержки сельского хозяйства является кредитование под залог будущей продукции (проще говоря — будущего урожая).

    Особая политика за рубежом осуществляется в области технического перевооружения сельского хозяйства, модернизации и обновления основных фондов. Расчет здесь направлен на сокращение производственных затрат, в том числе на снижение уровня ручного труда, и, соответственно, на высокий уровень механизации и автоматизации технологических процессов, благодаря чему производится продукция конкурентоспособного класса. Думаю, что приминительно к нашей стране тут работы хватит на многие десятилетия. И в этом вопросе не обойтись без активного привлечения банков и компаний, занимающихся лизингом сельскохозяйственных машин и оборудования.

    Вячеслав БУТКО

    Инф. versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.