• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Морозная сладость лета, или под знаком эскимо
    2007-08-03 15:57:59

    Украинский рынок мороженого почти полностью контролируется отечественными компаниями

    Мировое потребление мороженого составляет 17,5 млн. т в год, со среднегодовым приростом до 3%. В США на душу населения приходится 21,5 литра, Китае — 2,2 литра, Японии — 7 литров, Германии — 9 литров, России — 4,4 литра, Италии — 10,2 литра, Канаде и Великобритании — 16,5 и 8,6 литра соответственно, во Франции и Австралии — 6,4 и 19 литров. В Украине потребление мороженого зафиксировано в 3—4 литра. Но по мнению маркетологов, этот показатель будет расти, поскольку последние 10 лет отрасль развивается весьма динамично (ежегодный рост на 15—20%). Скажем, по итогам прошлого года производство мороженого у нас составило 116,6 тыс. т.

    Производители
    Украинский рынок мороженого контролируют почти полностью отечественные компании. В значительной мере это обусловлено, очевидно, развитой инфраструктурой пищевой и молокоперерабатывающей промышленности, а также высокими требованиями к качеству продукта. Действительно, по данным ЗАО "Геркулес", особенностью украинского рынка является выбор потребителями натуральных ингредиентов и изысканных вкусов. В то время как иностранная продукция предпочитает делать ставку на натурально-идентичную "химию".

    Порядка 80% рынка поделено между 10—15 компаниями при общей численности более 200 предприятий, производящих мороженое. Примерно такое же распределение в соседних странах — Польше и России. Например, в России из 250 производителей (65 хладокомбинатов, 80 фирм и др.), на первую десятку приходится 43%. Поэтому мелким компаниям и у нас, и за границей пророчат масштабную консолидацию посредством слияния.

    В июне этого года был подписан договор о создании первого на рынке мороженого Украины альянса производителей. В него вошли торговая марка "Королевское мороженое" ("Луганскхолод") и торговая марка Ice Group ("Пагото"). Это стало первым шагом к реальной интеграции производителей, в частности, их маркетинговых служб, что в итоге к 2008 году должно вылиться в продвижение единой "зонтичной" торговой марки "Королевское мороженое". Дистрибуция всех торговых марок будет осуществляться через единый логистический центр.

    Сейчас же в числе лидеров можно выделить группу днепропетровских мороженщиков ("Ласунка", "ДнМЗ-Пагото", "Мушкетер" и др.), донецких ("Геркулес", "Винтер", АВК), луцких ("Элит", "Злата", "Троянда"), Львовский, Киевский, Харьковский, Луганский хладокомбинаты, Лубенский молокозавод и ряд других компаний (черкасское ЗАО "Юрия-Фортуна", ровенский "Укрмолпродукт", запорожский "Айс"). Кстати, "Ласунка" — одна из немногих компаний, пытающихся совместить продажи с воспитательной деятельностью путем выпуска мороженого "Стоп-наркотик". Всего этими производителями предлагается более 100 видов мороженого; продукция сертифицирована по ISO и распространяется во всех областях Украины, а также экспортируется в СНГ.

    Кроме перечисленных лидеров, нельзя не отметить ОАО "Житомирский маслозавод", которое год назад поставило целью расширить влияние на рынок и провело масштабные рекламные компании в Киеве и южных регионах. Эффект не заставил себя ждать — нынешняя торгмарка завода ("Рудь") очень популярна. Вместе с тем в северо-восточных и некоторых других регионах продукция компании мало заметна.

    Одним из наиболее "мороженых" регионов является Западная Украина. Здесь наряду с ранее развернувшимися львовскими и луцкими компаниями появляются новые. К примеру, ОАО "Галичина" в последние годы переориентировалось с производства соков на молочные напитки. А теперь и на производство мороженого марки "Каштан", и уже пробует себя на рынках южных областей.

    Кировоградская фирма "Ласка" создана в 2000 году на территории бывшей маслосырбазы. Сегодня — это производитель более 100 видов высококачественного мороженого. Появились слухи о слиянии "Ласки" с днепропетровской "Ласункой", но пока продукция их торгмарок продается раздельно.

    Развито производство мороженого в южных областях. Одесское ООО "Тирас" — один из лидеров местного рынка. В ассортименте его торгмарки ("Мозаїка") — до 100 наименований мороженого на основе натуральных компонентов. Неплохо раскрутилось в своей области херсонское ЧП "Милано".

    В целом украинские производители серьезно подумывают о расширении производства. Существует Ассоциация украинских производителей "Мороженое и замороженные продукты", в которую входят почти 30 организаций: от Национального университета пищевых технологий, Одесской академии пищевых технологий и холода до фирм-производителей. Ассоциация разрабатывает новые ГОСТ на мороженое, в частности на пломбир, фруктовые и комбинированные сорта; проводит выставки, фестивали, издает журнал.

    Среди других ассоциативных объединений, желающих влиять на рынок мороженого, можно назвать Союз мороженщиков России, "Союзснаб-Украина" и Союз молочных предприятий Украины. Первый имеет штаб-квартиру в Луганске и представляет мощную российскую структуру, работающую с более 7000 предприятий в РФ.

    Теперь о российском рынке мороженого. Первые позиции тут занимают компании "Русский Холодъ" (за год увеличил производство на 30%), "АльтерВЕСТ" (на 16%). "Калинов Мост" (на 20%), "Колибри" (на 23%), "АйсКрем-2000" (на 20%). В то же время с рынка ушло несколько госпредприятий. Большинство компаний имеют параллельно производство других хладопродуктов — пельменей, рыбопродуктов, фруктов, многие держат свои магазины и рестораны.

    Зарубежные производители
    Несмотря на все старания, импортеры не составляют конкуренции отечественным производителям. Объемы поставок импортного мороженого на украинский рынок в 1998 году резко снизились. Это совпало с началом интенсивного возрождения украинских предприятий. Начиная с 2003 года доля заграничного мороженого в общем объеме продаж составляет менее 1%. Импортные поставки идут к нам с заводов транснациональных производителей в России (до 4/5 импорта), Франции (до 10%), а также из Германии, Италии, Польши.

    Однако желающих совершать экспансии на украинский рынок хватает, а с вступлением нашей страны в ВТО их будет еще больше. Сравнительный успех швейцарской Nestle, завоевавшей небольшую долю розницы, пытаются повторить ее европейские конкуренты.

    Итальянская La Gelateria — один из лидеров рынка у себя на родине — пошла путем создания собственных кафе, где предлагаются "старинные рецепты итальянских мороженщиков". Компания развернула бизнес в ряде мегаполисов — в частности в Киеве (в центре) и Днепропетровске. Видимо, строит планы по завоеванию нашего рынка мороженого голландский MARS. Транснациональная корпорация имеет успех в соседней России, но в Украине значительной доли рынка пока не занимает. Дистрибьютером ее продукции у нас является фирма "Фаренгейт", импортирующая мороженое компании из Франции.

    Сфера, в которой сильнее зарубежные, а не местные компании, — это компоненты для изготовления мороженого. Среди тех, кто обосновался на нашем рынке, можно назвать американскую ButterBuds — производителя ингредиентов улучшения вкусо-ароматических свойств и консервантов. В Украине она представлена киевской "ЛПИ Макод".

    Компания Danisco — мировой лидер в области разработок ингредиентов для пищевой промышленности (стабилизаторов, эмульгаторов, ароматизаторов, подсластителей и др.) для производства мороженого и молокопродуктов. Кроме нее, в данной нише активен ряд немецких фирм, например, Schnober, предлагающая вафельные трубочки и упаковки "семейного" мороженого. В спину немцам дышит румынская S.CbinKing: ее специализацией является производство вафельных рожков для высокосахаристого мороженого, печенье для сэндвич-мороженого и т. д.

    Немецкая Biesterfeld представляет пищевые добавки ведущих мировых производителей — японской Rikevita (эмульгаторы), голландской Thermphos (фосфаты) и Vitablend (витамины), английской ISP (эмульгаторы). Немецкие компании Dohler и UnifinE F&B (представлены компанией "САМТЕК-сервис") продвигают пасты, стабилизаторы, измельченные фрукты, декоры. Датская Palsgaard A/S, специализирующаяся на разработке и производстве стабилизаторов и эмульгаторов, с прошлого года даже открыла представительство в Украине.

    Турецкий производитель упаковки Kalenobel, представленный в Украине фирмой "Ваврик и Ко", продает упаковочные пленки, термоусадочные этикетки, коробки. Его конкурент — днепропетровское СП Inline-Ukraine производит прозрачную одноразовую упаковку для мороженого и других кондитерских изделий. В западных областях местные производители все чаще работают в формате СП. Производством вафель и вафельных стаканчиков занимаются "Бейкер-Украина" (Львовская область), ООО "Ваврик и Ко" совместно с немецкой Waffel Meyer (Тернополь) и др.

    Что касается производителя глазури для мороженого, то здесь крепкие позиции у донецкой АВК. Второй крупный производитель — днепропетровская компания "Мир", — помимо этого, также является лидером поставок шоколадной крошки для мороженого. В производстве глазури заметны и небольшие креативные фирмы, например, киевская "Шоколино".

    Оборудование
    Подобно ингредиентам, оборудование для производства мороженого тоже поставляется из-за рубежа. Одним из немногих местных производителей является кременчугское ООО "Майстер-милк", перевооружившее свыше 60 предприятий. Но в основном "экипировка" производства поставляется транснациональными (немецкими, турецкими, итальянскими компаниями). Из поставщиков можно назвать компанию Gram Equipment A/S (фризеры, аэраторы, фруктопитатели, эскимогенераторы, упаковочные машины, экструзионное оборудование); немецкая Schnober производит скороморозильные камеры, экструзион-линии, наполнители мороженого, спреи для впрыскивания глазури.

    Наиболее объемным видится итальянское присутствие: CATTA-27, Вaron Termodinamica, DANCAR (работает через российское отделение "Италхолод") и др. В целом 20 итальянских компаний — производителей хладооборудования работают через крупнейшего представителя итальянской техники в Украине — ООО "ИТО-Киев" (Итальянская торговая организация).

    P. S. Итак, подытожим сказанное выше. Отечественный рынок мороженого характеризуется полным контролем со стороны местных производителей, при их ощутимой зависимости от поставщиков западного оборудования и компонентов. Концентрация рынка, которую прочили пару лет назад, пока не приобрела прогнозируемых масштабов, и в сравнении с прошлым годом значительных изменений в расстановке операторов не произошло. Это говорит о том, что места на украинском рынке, растущем и все еще отстающем по объемам потребления от соседних стран, пока хватает.

    Дмитрий СТАРОКАДОМСКИЙ

    Инф. "versii">versii

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.