Министерство транспорта и связи предоставит скидки в размере от 18 до 50% в зависимости от транспортируемого товара, а также принимающего порта.
Министерство транспорта и связи предоставит скидки в размере от 18 до 50% в зависимости от транспортируемого товара, а также принимающего порта. Проект приказа Минтранса уже обнародован на официальном сайте ведомства. Однако он вступит в силу только через 10 дней после регистрации в Министерстве юстиции. Срок его действия — до 1 апреля 2010 года.
Внедряя льготы, Минтранссвязи рассчитывает увеличить транзитный поток через морские порты, который заметно снизился в связи с кризисом. За семь месяцев текущего года объемы грузоперевалки в целом по отрасли снизились более чем на 21,8%. Большую роль в этом сыграл именно транзит.
Директор информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Валентина Михайлова сообщила, что решение Минтранссвязи было принято после многочисленных обращений в ведомство начальников портов. «В прошлом году портовые тарифы выросли на 58%. А поскольку возможность корректировать тарифы находится полностью в ведении Минтранса, порты начали существенно терять грузопотоки», – констатирует она.
Заместитель начальника Мариупольского морского торгового порта по экономике и финансам Алла Кравченко приводит пример: ранее в структуре грузооборота порта 70% составляли транзитные грузы, а 30% – украинские. Сейчас ситуация кардинально поменялась: 70% переваливаемых грузов идут в Украину.
«Например, у нас очень давно не было транзитного металла. Это не на пользу порту, поскольку транзит металла очень выгодный», – рассказывает Кравченко. По подсчетам Мариупольского морпорта, внедрение системы скидок принесет предприятию дополнительную прибыль в размере около 4 млн. грн. в год.
На кону - миллионы
«Объектами транзита практически полностью являются массовые грузы – нефть, руды, сера, зерно, чугун и другие. Для этих грузов транспортная составляющая в структуре цены достигает иногда 50%. Следовательно, рациональная оптимизация стоимости портовых работ, разработка и ввод в действие согласованных с железнодорожниками сквозных тарифов дадут возможность отечественным портам удержать многомиллионные грузопотоки», – соглашается начальник отдела маркетинга и логистики Ильичевского морпорта Виктория Марченко.
Впрочем, перегружать транзитные грузы со скидкой можно будет только в 9 морпортах. При этом размер дисконта в разных портах будет колебаться в зависимости от доли того или иного груза в структуре транзита предприятия. Например, скидка на перевалку зерна в Ильичевском порту составит 30%, а в Усть-Дунайском – 50%. На металлическую руду – от 25% в Южном и Ренийском портах, до 30% - в Бердянском и Херсонском.
Почва для коррупции
Напомним, что скидки на транзит уже действовали в Украине. В первой половине прошлого года их отменил тогдашний министр транспорта и связи Иосиф Винский. Тогда он заявил, что скидки являются почвой для злоупотреблений. По информации бывшего чиновника, начальники портов предоставляли скидки за соответствующую плату.
«Скидки – это коррупция, это злоупотребления. Если вы посчитали, что на какой-то вид груза следует сделать меньше тариф, мы это обосновываем, принимаем приказ о меньшем тарифе, делая его для всех одинаковым. А скидка – это «Ване дал, Пете не дал», это злоупотребление», – негодовал экс-министр.
Впрочем, сейчас руководители портов уверяют, что они никоим образом не смогут влиять на предоставление льгот. Дисконт будет предоставляться на перевалку всех грузов, попадающих под действие приказа Минтранссвязи. «Это не будет зависеть от клиента – все, кто пришел с транзитным грузом по указанной категории, получит соответствующую скидку», – заверяет Алла Кравченко.
Ольга Джелебова
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua