• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Украинский рынок рекламы миновал дно
    2009-09-07 14:00:59

    В 2009 году расходы на рекламу в мире упадут на 6,9%, прогнозирует британская рекламная корпорация ZenitOptimedia.

    По подсчетам ее аналитиков, снижение затрат на рекламу в США будет совпадать примерно со среднемировыми показателями, в Центральной и Восточной Европе рекламные бюджеты уменьшатся на 13–14%, в Латинской Америке — на 2%. Прогноз главы отдела публикаций ZenitOptimedia Джонатана Барнарда для Украины, России, Венгрии и Турции краток: значительные сокращения рекламных бюджетов.

    Из всех перечисленных стран самым существенным оказалось сокращение в Украине: в гривневом эквиваленте рекламный рынок снизился на 32%, в долларах США — более чем на 55%. По сути, в долларовом эквиваленте объем рекламы просел до уровня 2005–2006 годов, то есть до времен, предшествовавших инвестиционному буму последних четырех лет, пишут "Контракты".

    Согласно прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции, из всех сегментов рекламно-коммуникационного рынка лишь два продемонстрируют положительную динамику: по итогам года на 5% должен увеличиться объем онлайн-рекламы, на 20% — вырасти оборот сегмента Trade Promo (BTL-акции производителей для дистрибьюторов и розницы). Все остальные разновидности рекламы заметно похудеют по сравнению с прошлым годом: телеканалы заработают на 21% меньше, чем в 2008-м; газеты и журналы — на 29–36%; рекламные доходы операторов наружной рекламы, кинотеатров и радиостанций упадут на 50%.

    Тем не менее самые тяжелые времена для украинского рекламного рынка уже позади. В апреле, по итогам I квартала 2009-го, ВРК прогнозировала годовое падение оборота медиарекламы на 37,4% в гривне. Но по результатам полугодия прогноз был улучшен до -30%: начиная с II кв. 2009-го украинские рекламодатели увеличивают бюджеты.

    Легче переживает кризис телевидение. По итогам года телеканалы получат более половины всех средств, потраченных украинскими рекламодателями на прямую рекламу — по прогнозу ВРК, за год доля телевидения вырастет на 6%, чего не случалось последние пять лет. Аналитики холдинга Central European Media Enterprises Ltd. (CME, управляет каналами "Студия "1+1", "Кiно" и "ТЕТ") ожидают полного восстановления рекламных поступлений в IV квартале 2009 года. Причина проста: после рекордных скидок начала 2009-го, когда стоимость телерекламы упала на 40–60% год к году, практически все ведущие украинские телеканалы смогли полностью загрузить рекламные блоки. А в II кв. 2009-го (на фоне первых признаков оживления экономики) постепенно начали отказываться от скидок и повышать расценки. Однако из-за провальной для телевидения зимы и низких расценок в весенние месяцы суммарный объем телерекламы по итогам 2009 года все же окажется на 21% меньше, чем в 2008-м.

    Позитивную тенденцию продемонстрировал и рынок печатной рекламы. В II квартале 2009 года ВРК улучшила прогноз рекламных поступлений для печатных СМИ. Если в апреле аналитики ожидали падения объемов макетной рекламы на 41%, а текстовой — на 36%, то в августовском отчете коалиции эти показатели улучшены до -35 и

    -29% соответственно. В сумме (но без учета заказных материалов) по результатам года газеты и журналы могут рассчитывать почти на 1,4 млрд грн. Впрочем, особой радости у владельцев украинской периодики эти данные не вызывают. При среднегодовом курсе 8,5 UAH/USD 1372 млн грн — это всего лишь $161 млн, столько печатные СМИ зарабатывали в 2004–2005 годах. Однако если в 2005-м эту сумму делили между собой около 22 тыс. печатных изданий, то в 2009-м — уже 30 тыс.

    Из трех крупнейших рекламных каналов самая тяжелая ситуация в сегменте наружной рекламы. Летний прогноз аналитиков ВРК для хозяев билбордов и лайтбоксов остался неизменным: -50% год к году, то есть всего 518 млн грн по итогам 2009-го. При среднегодовом курсе на уровне 8,5 UAH/USD в текущем году выручка операторов наружной рекламы составит лишь немногим более $60 млн. Это означает падение рынка наружной рекламы до уровня 2003-го — более чем в три раза по сравнению с прошлогодними показателями.

    При этом количество рекламных щитов, равно как и печатной рекламы, уменьшилось от силы на 10–20%, а не втрое. Разница между этими двумя показателями — следствие небывалых для украинского рекламного рынка скидок. По словам рекламных агентов, в начале года большинство крупных рекламодателей начинали переговоры о размещении рекламы с вопроса: "Тридцать или пятьдесят?", имея в виду процент базовой скидки. Процесс получил настолько широкий размах, что рекламной коалиции пришлось выпустить специальное разъяснение.

    "Некоторые рекламодатели и агентства не понимают (или сознательно не хотят понимать), что процент изменения объемов того или иного сегмента рынка, особенно когда это касается медиа, никоим образом не равен проценту медиаинфляции или дефляции, — говорится в августовском отчете коалиции. — Работать в убыток, ниже себестоимости, не будет никто. Еще раз повторим: по абсолютной величине медиадефляция и снижение объемов рынка — явно разные вещи". Конечно, поднять цены до уровня благополучного прошлого года это разъяснение не сможет, но хоть вразумит циничных любителей скидок.

    Впрочем, начиная с нынешнего лета выручка рекламистов и владельцев рекламоносителей и так будет расти. "Рекламный бизнес подает стойкие признаки жизни", — заявил в начале августа Руперт Мердок, владелец News Corp. По его убеждению, операционная прибыль группы, объединяющей телеканалы, газеты и многочисленные площадки для интернет-рекламы, в 2009– 2010 финансовом году вырастет на 8–9%, выручка увеличится примерно на 4%.

    Кстати, доходы самого News Corp. из-за кризиса в последнем квартале сократились лишь на 10,5%. Украинские рекламоносители, потерявшие более половины докризисного оборота, восстановят статус-кво быстрее. Первыми, как и прогнозировали в СМЕ, докризисного уровня цен (в гривне) достигнут телеканалы. Вслед за ними неизбежно подтянутся расценки ведущих печатных СМИ, подорожает транспортная реклама, и только потом пойдут вверх цены на наружку, радиорекламу и показ рекламных роликов в кинотеатрах.

    Конечно, все это относится только к номинированным в национальной валюте показателям. Исходя из динамики повышения цен телеканалами, падение гривневого оборота на 20% телереклама отыграет до конца 2009 года. Печатные СМИ, потеряв около 30–35% дохода, скорее всего, смогут выйти на докризисный уровень в начале — середине 2010-го, наружная реклама — к 2011-му. В цдолларовом эквиваленте превысить (или хотя бы вернуться) к докризисным показателям реклама сможет как минимум через четыре-пять лет.

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.