В Государственной налоговой администрации нашли очередной способ увеличить доходы бюджета и сократить расходы на возмещение НДС, сообщает издание "Коммерсантъ-Украина".
Сегодня правительство намерено утвердить пакет инициатив налоговиков и предоставить ведомству право определять экономическую целесообразность операций предприятий, по результатам которых бизнес может претендовать на возврат НДС. Участники рынка опасаются остановки предприятий из-за невозможности заключать сделки без их предварительного одобрения налоговыми органами.
Как стало известно изданию, Кабинет министров намерен сегодня утвердить пакет документов, усиливающих налоговое давление. Согласно проекту постановления "О некоторых вопросах администрирования налога на прибыль", убыток, полученный предприятием при покупке акций компаний и дальнейшей продаже их имущества, нельзя будет учитывать в валовых расходах. Соответственно, должна вырасти валовая прибыль и уплата 25% налога с нее. Кроме того, страховые компании будут лишены права уменьшать налогооблагаемый доход на сумму перестрахования. Сейчас страховые компании платят 3% с валовых премий, но в случае перестрахования налог уплачивает страховая компании, принимающая на себя страховые риски.
Новая схема – это двойное налогообложение, уверена член Совета предпринимателей при Кабмине Татьяна Зацерковная. "Ничего не делается для поддержки страховщиков, уже нечем платить по страховым случаям. И в этот момент нам еще и увеличивают налоговую нагрузку",– возмутился председатель набсовета Украинской пожарно-страховой компании (доля перестрахования в I полугодии – 31%) Александр Михайлов. Если компании не учтут эти новации при подаче отчетности по налогу на прибыль за девять месяцев 2009 года, то Государственная налоговая администрация (ГНАУ) в течение месяца с момента получения отчета проведет их документальную проверку.
Полностью меняет схему бюджетного возмещения НДС проект распоряжения "Вопросы "Общего реестра налоговых накладных". Согласно документу, с 1 октября все плательщики НДС–продавцы товаров, работ и услуг будут обязаны регистрировать в этом реестре налоговые накладные с суммой НДС свыше 1 миллиона гривен, с 1 января 2010 года – более 500 тысяч гривен, с 1 апреля – более 100 тысяч гривен. Только после внесения информации о накладной в реестр она будет выдаваться покупателю. Накладная необходима для формирования налогового кредита, дающего право на возмещение НДС. Но в документе прописана норма, позволяющая полностью остановить возврат налога. "Органы государственной налоговой службы имеют право отказать в регистрации налоговой накладной по операции, не обусловленной экономической целесообразностью", – говорится в проекте распоряжения. Таким образом, ГНАУ получит право в ручном режиме регулировать объем заявок на возмещение НДС от конкретных предприятий. Отметим, что на 2010 год Минфин запланировал резко сократить суммы возмещения НДС – на 15,66 миллиарда гривен, до 20,86 миллиарда гривен. Создать общий реестр налоговых накладных глава ГНАУ Сергей Буряк обещает уже год.
В Минфине заявили, что выступают против этих предложений, разработанных ГНАУ, и рекомендовали правительству не принимать их. "Если ГНАУ хочет изменений, то пусть вносит их в профильные законы через парламент, а не путем постановлений – это незаконно. Данные нормы могут просуществовать всего несколько недель. Что касается их возможности определять "экономическую целесообразность", то Украина возвращается в 1937 год", – сказал источник издания.
В июле и августе уже были приняты постановления и распоряжения, ужесточающие контроль за просроченными налоговыми накладными и запрещающие компаниям уменьшать прибыль при курсовых убытках. Но их действие приостановил президент. ГНАУ учла этот опыт и подготовила изменения в закон "О налогообложении прибыли предприятий", подав его в Кабмин. В нем налоговики также добиваются права определения обычных цен. Директор департамента по вопросам возмещения НДС Виктор Мережко и заместитель главы ГНАУ Сергей Чекашкин, курирующий это направление, вчера от комментариев отказались. Мобильный телефон Сергея Буряка был отключен, а в приемной отказались соединить с ним.
По мнению предпринимателей, идея создания реестра налоговых накладных, в принципе, позитивна, так как может очистить рынок от "серых" схем и "налоговых ям". Они считают, что целесообразно вести реестр по факту выдачи накладных, чтобы проверять достоверность заявок на возмещение НДС. "Если ждать подтверждения, то остановится производство – это коллапс. Каждый час простоя будет стоить огромных денег", – рассказал представитель одного из металлургических предприятий.
Президент индустриальной группы УПЭК Анатолий Гиршфельд считает, что инициатива налоговиков по определению целесообразности проведения операций нарушает права бизнеса: "Налоговая не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность, а сейчас ее хотят отдать на волю субъективного мнения налоговика. Так, наверное, хотят избавиться от неугодных, потому что это приведет к остановке предприятий". Проблема еще и в том, что даже убыточные операции для бизнеса могут быть целесообразными, тогда как ГНАУ намерена их запрещать. Поэтому Татьяна Зацерковная уверена, что основная цель этих документов – увеличить поступления в бюджет и сократить расходы на возмещение НДС.
Инф. podrobnosti.ua
e-finance.com.ua