• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Как защищать себя от произвола авиакомпаний
    2009-09-25 13:30:33

    Задержан рейс, утерян багаж, продано билетов на рейс больше нормы - к сожалению, это реалии авиаперевозок.

    Бороться с авиакомпаниями за свои права можно, но проще изучить меры предосторожности и максимально обезопасить себя от возможных неприятностей, пишут "Деньги".

    Что должна делать авиакомпания в случае задержки рейса
    По словам вице-президента Международных авиалиний Украины (МАУ) по сервису и логистике Антона Борисюка, в случае задержки рейса, в зависимости от длительности, компании обеспечивают зарегистрированных пассажиров прохладительными напитками, питанием, а в случае длительной задержки и при возможности -- гостиницей. "Некоторые категории пассажиров -- пассажиры бизнес-класса, пассажиры, теряющие стыковки для дальнейшего полета, пассажиры с детьми и т. д. -- отправляются на рейсах других авиакомпаний, если такие рейсы есть в расписании", -- рассказал г-н Борисюк.

    Стоит отметить, что Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа (документ имеется в приложении к статье на сайте www.dengi.ua) довольно жестко регламентируют права и обязанности авиакомпании в случае задержки рейса. Например, пассажир имеет право отказаться от полета, требовать у авиаперевозчика полного возврата денег за билет и компенсацию за задержку, если она превысила разумные сроки. Увы, в Правилах не написано, какие сроки являются разумными. Сумма компенсации рассчитывается исходя из стоимости перевозки, она также может включать в себя расходы пассажира, которые связаны с задержкой рейса и подтверждены документами (чеками). Однако сумма компенсации не может превышать стоимость билета или его неиспользованной части.

    По словам юрисконсульта юридической компании "Шмаров и Партнеры" Евгения Бондаренко, в большинстве случаев задержки рейсов или их отмена происходят как следствие обстоятельств непреодолимой силы, иными словами -- форс-мажора. "К таковым можно отнести метеорологические условия (большинство задержек), войну, неурегулированность международных отношений и прочее. В этих случаях перевозчик вообще может отменить или отложить рейс без предварительного уведомления пассажира", - объясняет г-н Бондаренко.

    В каких случаях добиться компенсации не удастся
    В общем, при неблагоприятных метеоусловиям или поломке самолета пассажир может рассчитывать на то, что доберется в нужный пункт назначения -- хоть и с задержкой, или ему вернут деньги за билет. Гораздо хуже пассажирам авиакомпании-банкрота, особенно если о своем банкротстве перевозчик объявил неожиданно, как, например, австрийско-словацкая авиакомпания Sky Europe. О своем банкротстве компания объявила настолько внезапно, что многих ее пассажиров эта новость застала в аэропортах. Пассажирам, даже прошедшим регистрацию, сообщили об отмене вылетов и предложили добираться до места назначения своим ходом. А это, мягко говоря, незаконно. По словам старшего партнера ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Романа Марченко, если пассажир купил билет, то он, по сути, заключил договор с авиакомпанией на перевозку. И имеет полное право взыскать с перевозчика, который не выполнил свои обязательства, стоимость билета, а также компенсацию за моральный ущерб. "Когда же авиакомпания объявляет о своем финансовом крахе и прекращает выполнять рейсы, то следует понимать, что добиться какой-то компенсации вряд ли удастся. Ведь есть более крупные кредиторы, чем пассажир", -- пояснил г-н Марченко. Впрочем, по словам юриста, довезти таких пассажиров обычно берутся другие авиакомпании, чтобы не подорвать доверие к авиации как таковой.

    Компенсация за утрату багажа
    Условия перевозки багажа также описаны в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. По этому документу, отмечает Евгений Бондаренко, ответственность перевозчика ограничивается:

    -- $20 (их эквивалентом в другой валюте) за один килограмм (включая вес сумки, чемодана или упаковки) уничтоженного, утраченного или поврежденного багажа;

    -- $400 (их эквивалентом в другой валюте) на одного пассажира за ручную поклажу, которая не сдается в багаж и находится под контролем пассажира на протяжении полета.

    "В случае с ручной поклажей нужно учесть следующее: она на протяжении всей перевозки находится именно под охраной и под ответственностью самого пассажира. А поэтому предъявлять претензии перевозчику стоит только в том случае, когда есть реальная возможность доказать тот факт, что ущерб ручной клади нанесен его служащими или агентами и вины пассажира в этом нет", -- подчеркнул г-н Бондаренко.

    Если же такая неприятность, как утрата или повреждение багажа, все-таки произошла, следует сразу же обратиться к представителю перевозчика и составить соответствующий акт, а после этого не позже, чем в течение 7 дней, выставить претензию. "Иначе с компенсацией ущерба впоследствии наверняка возникнут проблемы", -- резюмировал г-н Бондаренко.

    Перепродажа билетов на рейсе
    Еще одна неприятность, которая может настичь пассажира, -- это "перепродажа" билетов на рейсе (когда билетов больше, чем мест в самолете). Особенно часто такое случается под Новый год, когда все устремляются на отдых. И тот, кто подошел к стойке регистрации в последних рядах, может остаться без посадочного талона.

    Антон Борисюк заверил, что случаи "перепродажи" бывают нечасто. "Как правило, глобальные дистрибьюторские системы бронирования билетов застрахованы от таких ситуаций, хотя даже в очень совершенных компьютерных системах иногда происходят сбои", -- рассказал он. При этом г-н Борисюк отметил, что, по статистике, "перепродажи" чаще происходят на регулярных рейсах. "В этих случаях, согласно украинским и международным нормам, пассажирам предлагают отправку к месту назначения ближайшими рейсами других авиакомпаний, выплату компенсации либо ваучер на скидку при приобретении другого билета или на повышение уровня обслуживания до бизнес-класса, в случае если в будущем пассажир купит билет экономкласса на рейс этой авиакомпании", -- пояснил вице-президент МАУ по сервису и логистике. Впрочем, иногда "перепродажи" случаются на чартерных рейсах, но это, как правило, следствие ошибок туроператоров. Они же и предпринимают соответствующие меры.

    Судиться смысла нет?
    Судиться с авикомпанией за принесенные ею неудобства можно. Однако перевозчик хорошо защищен законодательными актами и любую свою промашку легко может свести к форс-мажору. "По всему выходит: раз уж такие правила игры установлены законодательством, то предъявлять иски хоть и можно, но бесперспективно", -- резюмировал Евгений Бондаренко. Возможно, выгоднее и проще урегулировать проблему в досудебном порядке -- получив от авиакомпании компенсацию.

    И еще нужно помнить, что пассажир чартерного рейса защищен от произвола перевозчиков значительно хуже, чем летящий регулярным рейсом -- согласно все тем же Правилам воздушных перевозок.

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.