Победителем конкурса по привлечению инвестора для строительства терминала международного аэропорта «Львов» стала американская строительная компания IMTC-MEI.
За право вложить минимум 1,1 млрд. грн. в строительство нового пассажирского терминала, который сможет принять чемпионат Евро-2012, компания заплатила 4,9 млн. грн. Эти средства пойдут в госбюджет. Единственным соперником IMTC-MEI была польская компания «АБМ Всхуд».
Начальная плата за право заключения инвестиционного договора по строительству терминала составляла 1 млн. грн. А шаг аукциона — 100 тыс. грн. При этом глава Государственной авиационной администрации Александр Давыдов остался не очень доволен итоговой ценой продажи. «Хорошо, что и так, потому что компания в дальнейшем берет на себя все проблемы развития аэропорта», — говорит Давыдов. По словам Давыдова, компания должна будет инвестировать не только в строительство терминала, но также паркинга и других инфраструктурных объектов. По подсчетам Министерства транспорта и связи, срок окупаемости проекта составит 6,5 лет. Компания должна выполнить все работы до августа 2012 года. «Если эти обязательства будут выполнены, то аэропорт будет передан компании в управление на 30 лет», — сказал Давыдов.
Передача в концессию аэропорта «Львов» стала первым случаем за всю историю Украины. Государство до недавнего времени не шло на встречу желающим взять в аренду или концессию аэропорты. Строительство и реконструкция большинства из них финансировались государственными и местными бюджетами. Впрочем, грядущий чемпионат Евро-2012 и жесткие требования УЕФА относительно качества инфраструктуры сделали явными проблемы, на решение которых у государства не оказалось средств и времени. В марте 2008 года Кабмин утвердил концепцию развития аэропортов Украины. В ней был указан список аэропортов, которые планируется передать в концессию частным компаниям.
После принятия данного постановления многие частные инвесторы заинтересовались развитием украинских аэропортов. Так, одним из первых о своем интересе к транспортной инфраструктуре заявил президент DCH Александр Ярославский, который выступает главным инвестором строительства аэропорта «Харьков» и уже вложил в новый терминал около 500 млн. грн. Общая стоимость реконструкции аэропорта составит более 680 млн. грн., из которых государство выделит только 250 млн. грн. Игорь Коломойский также проявляет большой интерес к украинским аэропортам. В 2005 году подконтрольная ему компания «Нефтехимик Прикарпатья» взяла в аренду аэропорт Ивано-Франковска без каких-либо инвестиционных обязательств по строительству нового терминала. Это принесло ей двойную выгоду, ведь именно он заменит аэропорт «Львов» на время его реконструкции. Кроме того, структурам группы «Приват» удалось обойти государственный запрет на передачу в концессию аэропорта Днепропетровска. Игорь Коломойский приватизировал авиакомпанию «Днеправиа», таким образом получив в собственность имущественный комплекс аэропорта.
Наиболее скандальным объектом является аэропорт Одессы. Его инвестором была российская компания «Новапорт». Однако договор с ней был расторгнут, после того как инвесторы решили изменить объем инвестиций с $260 млн. до $100 млн. Привлекательность вложения средств в реконструкцию аэропортов легко объяснить. За обслуживание одного пассажира международных рейсов авиакомпании платят аэропорту около $13, внутренних — $4. Взлетно-посадочный сбор за тонну максимальной взлетной массы (МВМ) для международных рейсов составляет примерно $15, для внутренних — $5. Таким образом, взлет или посадка одного международного борта может приносить аэропортам не менее $1 тыс., внутреннего — свыше $350.
Ольга Сороколетова
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua