Маркетологи остаются аутсайдерами отечественного рынка труда. Хотя количество вакансий для них постепенно растет, работы для всех желающих по-прежнему не хватает.
Если отдельные компании сейчас и могут позволить себе взять в штат "продвиженцев", то отдают предпочтение высококлассным специалистам широкого профиля, согласным на оклад втрое меньший докризисного.
На урезанных бюджетах
Президент рекрутингового портала SuperJob Алексей Захаров констатирует, что в нынешнем феврале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года запросов на поиск маркетологов стало вполовину больше. Но, если учесть, что в начале 2009 года в компаниях прошли массовые увольнения, причем в первую очередь расформировывались именно отделы маркетинга, то на практике впечатляющая в абсолютных показателях динамика роста весьма скромна: по данным портала rabota.ua, в январе во всех регионах страны открылось лишь 99 вакансий. Для сравнения: даже менеджеры по рекламе и продавцы сувенирной продукции, которые также не входят в список наиболее востребованных специалистов, получили в начале года более 230 предложений от работодателей.
Как говорит консультант по подбору персонала агентства АНКОР Наталия Строгаль, восстанавливать отделы маркетинга сейчас готовы разве что крупные компании национального масштаба, тогда как региональные все еще считают подобный шаг излишней расточительностью. Эту тенденцию подтверждает и статистика. По данным rabota.ua, почти половина из предложенных маркетологам вакансий поступила от киевских работодателей. Даже в городах-миллионниках свободных мест для таких специалистов не более десятка в каждом, а то и меньше. К примеру, в Запорожье — только четыре, а в Луганске — всего одно. По словам г-жи Строгаль, чаще всего заявки поступают от компаний, начавших первыми восстанавливаться после кризиса или же работающих на высококонкурентных рынках (торговые сети, производители продуктов питания, напитков, товаров массового спроса).
Причем отбор соискателей стал намного жестче. "Сейчас в цене универсальные специалисты, способные совмещать несколько функций, например менеджера по маркетингу и рекламе", — констатирует Алексей Захаров. Данную тенденцию подтверждает и представитель Одесского коньячного завода Юлия Комарова. Она добавила, что у компании есть спрос на маркетологов, которые в состоянии достигать результатов при ограниченных бюджетах на продвижение. Если до кризиса специалистам во многом помогало наличие модного диплома, степени МВА, опыта работы в именитых компаниях, то сейчас работодатели прежде всего хотят выяснить, насколько успешным был маркетолог в предыдущих проектах и каких конкретных результатов он добился. Так что в этом году на трудоустройство могут рассчитывать специалисты, которые в состоянии не просто продвигать продукт, а помочь отделу продаж добиться увеличения оборотов. "Компаниям нужны маркетологи-аналитики, способные составлять качественные прогнозы и тем самым экономить деньги копаний", — говорит генеральный директор портала rabota.ua Николай Михайлов.
Соискатели согласны на многое
Неуклонно растет и количество резюме от маркетологов. За последний месяц, по данным г-на Михайлова, соискателей стало на треть больше. Эксперты связывают очередной выброс на рынок труда свободных специалистов с тем, что многие региональные компании продолжают сокращать "продвиженцев" или же заменяют их претендентами подешевле. Кроме того, некоторые трудоустроенные профи пытаются найти более выгодные предложения. Поскольку профессия в последние годы считалась престижной (профильные факультеты открылись во многих отечественных институтах), то армия соискателей весьма динамично растет и за счет выпускников вузов. Найти же работу вчерашним студентам сегодня практически нереально.
Миграция маркетинговых "умов" уже спровоцировала увеличение конкуренции за вакансии. На одно свободное место сейчас претендуют от 20 до 50 человек. Хотя дефицит высококлассных специалисты по-прежнему ощущается: настоящие профи, которые потеряли работу на волне кризиса, уже давно трудоустроились в других компаниях, а без работы остались либо "продвиженцы" невысокого уровня, либо те, кто явно переоценивает свою стоимость.
Высокая конкуренция за места сделала маркетологов еще более мобильными. Согласно данным rabota.ua сейчас на переезд согласны 20% соискателей. Заметно снизились и зарплатные ожидания кандидатов. Представитель компании Brain Source International Антонина Ермоленко говорит, что их аппетиты по сравнению с докризисными сократились в два-три раза. По информации rabota.ua, указывая желаемый оклад в резюме, большинство претендентов ориентируются на 3-3,5 тыс. гривен, тогда как в предложениях от работодателей ставка колеблется от 4 тыс. до 6 тыс. гривен в месяц. При этом соискатели согласны мириться с большими нагрузками и ненормированным рабочим днем. Показательно, что, ознакомившись с притязаниями кандидатов, многие компании снижают зарплаты. Еще в декабре прошлого года минимальные предложения стартовали с 5 тыс. гривен в месяц. В небольших городах оклады ниже как минимум вдвое. Маркетологам там предлагают 2-2,5 тыс. гривен в месяц, при этом специалисту зачастую приходится совмещать свою должность с дополнительной нагрузкой. К примеру, выполнять функции кадровика, помощника руководителя или офис-менеджера.
В этом году маркетологам вряд ли стоит рассчитывать на прибавку к жалованью. Эксперты считают, что их обойдет обещанное многими работодателями повышение окладов отдельным группам сотрудников, в частности специалистам по продажам, инженерно-техническому персоналу.
Источник: Деловая столица
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua