Из сорока пунктов пропуска через государственную границу с Российской Федерацией, расположенных на территории Харьковской и Сумской областей, в настоящее время нет ни одного, который отвечал бы современным требованиям по оснащению средствами пограничного и таможенного контроля, связи и размещался бы в надлежащих помещениях.
Как сообщает пресс-служба Счетной палаты, заслушав отчет по результатам аудита эффективности использования средств государственного бюджета, выделенных в 2008 - первом полугодии 2010 года на деятельность, обустройство и оснащение указанных пунктов, был сделан вывод, что были израсходованы миллионы гривень, однако ожидаемых изменений до сих пор нет.
В частности, территориальные органы таможенной и пограничной служб получили в указанный период на реконструкцию помещений, приобретение современных средств контроля и т.п. 48 млн.грн. из госбюджета, свыше 30 млн.грн. - от международных организаций. Еще свыше 47 млн.грн. на указанные цели были использованы "Укрзалізницей" и "Укравтодором", однако расходование этих сумм не способствовало существенному улучшению состояния пропускных пунктов, и, таким образом, способности обеспечивать законный и оперативный переход через государственную границу.
Так, часть пограничных и таможенных постов на пунктах пропуска расположены во временных сооружениях и бытовых вагончиках и не могут быть оборудованы необходимыми техническими и специальными средствами пограничного и таможенного контроля.
Уровень оснащенности в Харьковской области составляет 64%, по сравнению с нормативами, а в Сумской - 44%. Кроме того, пункты пропуска на пограничных железнодорожных станциях и специально выделенных территориях с ограниченным доступом для встречающих, не имеют оград. Это препятствует проведению режимных мероприятий, осуществлению погранично-таможенного контроля. На большинстве пунктов вообще отсутствует соответствующая прилегающая территория, а также обзорные ямы, наблюдательные башни, системы теленаблюдения и т.п.
В связи с отсутствием финансирования на реконструкцию пункты пропуска Гоптивка и Плетеневка работают с перегрузкой, тогда как другие не загружены даже на половину мощностей. Фактически ни один из пунктов пропуска указанных областей не в состоянии обеспечить стабильный, качественный и эффективный пограничный и таможенный контроль с учетом требований международных конвенций, ратифицированных Украиной в 2003 и 2006 годах.
Коллегия Счетной палаты указала на то, что необустроенность пунктов пропуска на украино-российской границе в Харьковской и Сумской областях отрицательно сказывается на качестве проведения пограничного и таможенного контроля, что приводит к финансовым потерям государства. В том, что уровень поступлений в бюджет от уплаты таможенных платежей в 2009 году уменьшился, по сравнению с 2008 годом, на 13,1%, есть отрицательная составляющая территориальных органов таможенной и пограничной службы, которые не обеспечивают надлежащих условий для работы пропускных постов.
"Сегодня с такими пропускными пунктами на границе нечего и говорить об интеграции Украины в европейскую и мировую экономику. Государственная граница - лицо государства, и потому она должен отвечать всем требованиям: от современного оборудования до высокопрофессионального обеспечения охраны наших рубежей. Это должно быть ключевым направлением в реализации пограничной, таможенной политики государства. Но пока что это - самое слабое звено", - подчеркнул глава Счетной палаты Валентин Симоненко.
e-finance.com.ua