Прибыль авиаперевозчиков упадет в четыре раза из-за дорогой нефти и катастрофы в Японии.
Прибыль авиакомпаний в 2011 году сократится по сравнению с уровнем 2010 года более чем в четыре раза, до 4 млрд долл. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) понизила свой прогноз по перспективам мирового авиапрома вдвое. Главную угрозу для бизнеса авиаперевозчиков представляют растущие цены на нефть, беспорядки на Ближнем Востоке и последствия землетрясения в Японии.
Еще в марте IATA, объединяющая 230 авиакомпаний, ждала, что они завершат 2011 год с общей прибылью в 8,6 млрд долл. Это и так было бы более чем двукратным снижением по сравнению с показателем 2010 года (18 млрд долл.). Однако в понедельник ассоциация сообщила, что максимум, на что могут рассчитывать авиаперевозчки в текущем году, это 4 млрд долл. прибыли при выручке 598 млрд. Это означает, что рентабельность их бизнеса составит всего 0,7%. Для сравнения, в прошлом году этот показатель был равен 3,2%.
«Природные бедствия в Японии, волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке плюс резкий скачок цен на нефть сократил ожидания отрасли в отношении прибыли», — заявил глава IATA Джованни Бисиньяни. Он назвал ситуацию после землетрясения в Японии, на которую приходится 10% мировых авиаперевозок, «кошмаром». Что касается ситуации на Ближнем Востоке, то ассоциация понизила прогноз по прибыли авиакомпаний региона с 900 млн долл. всего лишь до 100 млн. Г-н Бисиньяни покинет свой пост 1 июля, вместо него IATA возглавит бывший гендиректор Cathay Pacific Тони Тайлер.
Тем не менее источником главной головной боли для гендиректоров авиакомпаний остаются нефтяные котировки. Свой мартовский прогноз ассоциация делала, исходя из среднегодовой цены на нефть 98 долл. за баррель. Теперь же этот показатель увеличен на 15%, до 110 долл. «Они приняли более реалистичный взгляд на нефть. Это основная причина пересмотра прогноза», — сказал РБК daily аналитик Davy Стивен Ферлонг. C учетом того, что авиакомпании смогли обеспечить половину своих потребностей в топливе керосином, захеджированным по ценам 2010 года, общий топливный счет отрасли увеличится на 10 млрд долл., до 176 млрд долл.
Чтобы как-то компенсировать негативное влияние на бизнес от подорожания нефти, авиаперевозчики вынуждены увеличивать топливные сборы. А это неизбежно скажется на спросе на их услуги. Так, если в марте IATA прогнозировала рост спроса на пассажироперевозки по итогам года на 5,6%, то теперь урезала ожидания до 4,4% роста. В случае с грузовыми перевозками спрос ожидается на уровне 5,5% против 6,1% ранее. «Авиакомпании повышают цены на билеты, стараясь отыграть подорожание нефти, но на деле это оказывается трудно», — отметил Стивен Ферлонг.
Однако в IATA не исключают, что нынешний год может стать для авиаперевозчиков и вовсе убыточным. «С катастрофической прибыльностью в 0,7% у нас не осталось запаса прочности против новых потрясений», — подчеркнул г-н Бисиньяни. Таким потрясением могут стать дальнейший рост нефтяных котировок, замедление темпов роста мировой экономики и торговли, или какой-то форс-мажор вроде извержения вулкана, или эпидемия инфекционного заболевания, считает г-н Ферлонг.
По материалам: РБК daily
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua