Распоясавшиеся охотники за цветными металлами в Германии поставили под угрозу даже национальную гордость — немецкие поезда. Концерн Deutsche Bahn разработал контрмеру: рельсы и провода будут снабжены особыми метками, которые не видны невооруженным глазом.
В Германии тоже крадут, и крадут много: крышки канализационных колодцев, рельсы и провода. В Бакнанге на юго-западе Германии недавно украли скульптуру, которая считалась символом этого городка под Штутгартом. Местные жители возмущены, а полиция уверена: снова постарались охотники за цветметаллом, среди которых много приезжих из Восточной Европы. За три фигурки из бронзы на черном рынке они получат около 140 евро.
«Экономика на подъеме, сырья не хватает, поэтому крадут все, из чего можно сделать деньги, — крышки колодцев, металлические желоба, трубы, кабель, рельсы», — приводит список потерь Frankfurter Allgemeine Zeitung. Мировые цены на медь выросли с 3 тысяч долларов за тонну в 2009 году до 10 тысяч сейчас. Сталь подорожала на 100%. «Конца «металлическому буму» не видно», — считает журнал Spiegel. Преступников не пугает и относительно суровое наказание. Недавно в городе Хаген по два года тюрьмы получили двое мужчин, укравшие со стройки 1,5 тонны металлических клемм.
«Такое ощущение, что в Германии не осталось ни одной церкви, которую бы не обокрали», — цитирует Leipziger Volkszeitung слова священника из Лейпцига. Он жалуется, что на местном кладбище неизвестные недавно открутили кран. В полиции отмечают высокоорганизованный характер этих преступлений: в одиночку трудно украсть, например, четыре километра медного кабеля, как это произошло на днях на востоке Германии.
Немецкая статистика во многом напоминает российскую: металл чаще крадут там, где живут беднее. Как правило, крадут сталь (в прошлом году в Германии украдено 675 570 кг), но самой желанной добычей считается медь (исчезло 347 294 кг). За 100 кг медного лома можно выручить 570 евро. Годом ранее цена составляла около 490 евро. «Если цены будут расти и дальше, наверняка вырастет и количество краж», — говорит Ульрих Лойнинг из германского союза по переработке металлолома, объединяющего 6,5 тысячи немецких фирм. Годовой оборот этого рынка в Германии Лойнинг оценивает в 18,5 млрд евро.
Особенно велик интерес похитителей к концерну Deutsche Bahn с его разветвленной сетью железных дорог общей длиной в 34 тыс. км. Прошлогодний материальный ущерб железнодорожный гигант оценил в 10 млн евро. В 2010-м зарегистрировано 2,5 тысячи краж, на 700 больше, нежели годом ранее. Особенной популярностью у охотников за цветными металлами пользуются провода.
Последствия очевидны: из-за перебоев на линии поезда ходят с задержкой. В прошлом году, по утверждению пресс-службы Deutsche Bahn, из-за обрыва проводов поезда прибывали с опозданием около 8 тысяч раз. В конце июня близ Кельна неизвестные срезали кабель, используемый железнодорожниками для связи. На вокзале Кельна 42 поезда были отменены, 56 перенаправлены на другие вокзалы. В мае недалеко от Мюнхена похитили тонну кабеля всего за 10 минут, причем присутствовавшие при этом свидетели были убеждены, что манипуляции совершали железнодорожники.
Проблему воровства цветных металлов, разумеется, нельзя назвать сугубо немецкой. Железнодорожные компании в Испании, Италии, Великобритании, странах Бенилюкса также несут крупные убытки из-за охотников за металлом. Французская компания SNCF в прошлом году насчитала 3,2 тысячи случаев краж, ущерб оценен в 30 млн евро. В феврале в Альпах на 7 часов было остановлено железнодорожное движение между городами Шамбери и Бурк-ан-Брес. В поездах застряли около 40 тысяч любителей горных лыж.
На днях представители Deutsche Bahn объявили о мерах противодействия напасти: на все металлические детали будут нанесены специальные высокотехнологичные метки, не видимые невооруженным глазом. Код, указывающий на законного владельца, проявится только в специальном свете. Посвящать прессу в детали Deutsche Bahn отказывается «из соображений безопасности». «Эта информация может быть полезна преступникам», — пояснила Моника Блох, представитель германского железнодорожного концерна. Так что сообщение о маркировке можно считать чем-то вроде устрашения. Госпожа Блох сообщила, что на железной дороге будет усилен и контингент охранников, переодетых в штатское.
Немцы заимствовали иностранный опыт. В пошлом году британские железнодорожники маркировали невидимыми знаками кабель, сообщив об этом местным торговцам металлоломом. Это возымело результат: кражи цветного металла в этом регионе упали на 35%.
По материалам: BFM.ru
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua