• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Новый бюджет России: более военный, менее социальный
    2013-10-25 15:45:37

    В Госдуме в пятницу начинается чтение бюджета России на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов. По традиции последних лет, больших проблем с принятием документа не предвидится, но дискуссия обещает быть жаркой. Пишет Дмитрий Булин, Би-би-си, Москва.

    Правительство сокращает часть социальных расходов, увеличивает военный бюджет и секретит беспрецедентно большую долю трат - почти четверть.

    Главное, что бросается в глаза, - существенное сокращение расходов на образование, медицину и жилищно-коммунальное хозяйство. Финансирование образования в 2014 году сократится на 87 млрд рублей, здравоохранения - на 45 млрд, а ЖКХ - на 36 млрд рублей.

    Зато увеличиваются расходы на национальную оборону, причем стремительными темпами: за три года на 1,27 трлн рублей (40 млрд долларов). В общей сложности в 2016 году на поддержание своей безопасности страна потратит 106,4 млрд долларов.

    С американским военным бюджетом, который в этом году составил почти 550 млрд долларов, это, конечно, не сравнится, но на фоне сокращения выплат по ключевым социальным статьям многим экспертам кажется странным.

    "Безусловно, наша страна обречена на высокие оборонные расходы. Любая страна с такой территорией и таким количеством приграничных стран вынуждена иметь значимые военные расходы", - рассуждает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

    "Но вопрос не столько в величине расходов, сколько в приоритетности. Почему расходы на оборону увеличиваются, в то время как другие расходы по значимым социальным статьям сокращаются?" - удивляется он.

    Чистый "креатив"

    Если не брать в расчет политические соображения, то с чисто экономической точки зрения перераспределение ресурсов в пользу ВПК не приносит экономике пользы, констатирует директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

    "Оборонные отрасли, как правило, не производят каких-либо мультипликативных эффектов, то есть не создают ту добавленную стоимость, за счет которой должна жить страна", - отмечает он.

    Добавленную стоимость в наивысшей мере производит инновационная экономика, инкубатор для которой российские власти уже несколько лет строят под Москвой - Нажать знаменитый проект "Сколково".

    Однако, как следует из совместных исследований Высшей школы экономики и Росстата, сегодня в России технологическими инновациями занимаются не более 8,9% предприятий. В советские годы этот показатель находился на уровне 50%.

    По вкладу "чистых" креативных индустрий в ВВП Россия далеко отстает от европейских стран и США. Так, в Великобритании в 2008 году индустрии компьютерного софта, музыки, литературы, кино и телевидения произвели стоимости на 5,6% от ВВП, приводит данные журнал "Секрет фирмы".

    В США вклад этих индустрий в экономику в 2010 году составил 6,36% ВВП, а экспорт "креативных" продуктов достиг 134 млрд долларов. Это сопоставимо с доходами, которые в том же году Россия получила от экспорта сырой нефти - 135 млрд долларов.

    Дефицит: ненефтегазовый и просто

    Что касается нефтегазовых доходов, которые в 2013 году составляют 50% от всех доходов российского бюджета, то, судя по проекту бюджета на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов, власти планируют постепенно снижать их долю - до 43% в 2016 году.

    То есть, несмотря на незначительное снижение, зависимость России от сырьевого экспорта останется очень высокой.

    По данным Счетной палаты, которая вынесла свое заключение на законопроект, так называемый ненефтегазовый дефицит бюджета к 2016 году составит 8,4% ВВП (сейчас 10,3%). Ненефтегазовый дефицит - это условная величина: что было бы, если бы страна вдруг лишилась доходов от продажи нефти и газа.

    Впрочем, даже несмотря на наличие сырьевых доходов, федеральный бюджет все равно будет дефицитным, следует из законопроекта: в 2014 году - 0,5% ВВП (389 млрд рублей), в 2015 году - 1% (796 млрд рублей), в 2016 году - 0,6% (486 млрд рублей).

    Покрывать недостаток средств предлагается за счет заимствований на внутреннем и внешнем финансовом рынках, а также благодаря продолжению программы приватизации крупных предприятий.

    Царство гостайны

    Еще одна особенность предлагаемого бюджета - высокий процент расходных статей под грифом "секретно".

    Как подсчитал эксперт Инстутита Гайдара Василий Зацепин, власти засекретили 24,8% всех расходных статей (4,06 млрд рублей). Для сравнения, в 2005-2012 годах средняя доля закрытых расходов составляла примерно 11%.

    "Гостайна - это одна из главных опор нашего государства. Не будет тайны - не будет ничего святого у нас", - иронизирует Зацепин в беседе с Би-би-си.

    Он удивляется, почему засекреченными оказались даже те статьи, которые не имеют прямого отношения к военной отрасли или высокотехнололгичным производствам: например, покрыты завесой тайны 22,7% расходов на жилищное хозяйство (в 2012 году было 8,5%).

    Подобные белые пятна в главном документе, регламентирующем доходы и расходы страны на ближайшие три года, он считает превратным толкнованием закона о государственной тайне, повышающим непрозрачность закона и, как следствие, дающим простор для коррупции.

    Разноголосица цифр

    Наконец, главная отличительная черта этого бюджета, считают опрошенные Би-би-си аналитики, заключается даже не в секретности и не серьезном перевесе военных расходных статей.

    Самое важное - это контекст, в котором этот документ готовился и будет приниматься. А он характеризуется удивительной ведомственной разноголосицей по части прогнозов.

    Об этом свидетельствует и отзыв Счетной палаты на законопроект, сотрудники которой обратили внимание на то, что параметры бюджета не соответствуют тем программным документам, которые были приняты в России в последнее время.

    "Динамика макроэкономических показателей, данная в прогнозе, не соответствует динамике соответствующих показателей ни в одном из сценариев, приведенных в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года", - отметили в Счетной палате.

    Более того, некоторые макроэкономические параметры, указанные в законопроекте, не соответствовали даже пояснительной записке, которую правительство присовокупило к документу при внесении его в Думу. 9 и 10 октября правительству пришлось специальными письмами изымать ряд страниц из законопроекта и заменять их новыми.

    Развилка: замедление роста и указы Путина

    Помимо этого, 30 сентября - в тот самый день, когда проект бюджета направили в нижнюю палату парламента, - свой прогноз по макроэкономическим показателям опубликовал Центробанк.

    И если правительство при составлении бюджета исходило из оценки роста экономики в 2014 году на 3%, то Центральный банк давал прогноз всего лишь в 2%.

    "Такой разноголосицы я не припомню вообще! - восклицает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - В один день представляются два важнейших документа, и даже тут расхождение".

    Он, как и другие аналитики, объясняет это серьезными противоречиями между российскими экономическими ведомствами.

    "Чего вы хотите, если минэкономразвития уже дважды в этом году пересматривало проект прогноза даже на текущий год. Это не самая хорошая основа для того, чтобы сформировать проект прогноза на следующий период", - вторит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

    Корни этих ведомственных расхождений, по мнению Игоря Николаева, следует искать в том тупике, в котором оказался экономический блок правительства: с одной стороны, экономика замедляется гораздо более высокими темпами, чем прогнозировалось (прогноз роста на 2013 год - 3,7%, а на самом деле - около 1%).

    С другой стороны, Нажатьесть указы президента Владимира Путина, подписанные им в мае прошлого года, которые надо исполнять.

    "Вот эта развилка: или мы планируем реалистично и в итоге признаем, что указы невозможно выполнить, или учитываем президентские пожелания, но тогда получается нереалистичный прогноз", - говорит эксперт.

    Проблема в том, что если раньше нереалистичный прогноз роста экономики компенсировался высокими ценами на нефть, которые были значительно выше запланированных, то надеяться на такое же везение в следующий раз очень опасно, резюмирует Николаев.

    Источник: Русская служба Би-би-си

    Инф. korrespondent.net

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.