Риск попасть в авиакатастрофу у пассажиров российских перевозчиков вчетверо выше, чем в мире.
Столкнувшаяся с дефицитом пилотов Россия готовится разрешить авиакомпаниям нанимать иностранцев. Власти решились снять барьер после катастрофы, в которой погибли десятки пассажиров и экипаж, состоящий из переученных бортинженера и штурмана.
Правительство на этой неделе внесло в парламент законопропроект, способный дать толчок обновлению парка самолетов, снижению цен на билеты и расширению маршрутной сети в самой большой стране планеты.
"У нас образовался дефицит пилотов, образовался дефицит командиров кораблей", - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев в пятницу, комментируя принятое кабинетом решение.
"Поэтому мы пошли на сложное решение... приглашать на соответствующие позиции, пока мы не восполним этот дефицит, наиболее квалифицированных лётчиков из других стран".
Россия, которая зимой 2014 года будет принимать Олимпиаду, вместе с другими странами бывшего СССР входит в список государств с наибольшим числом несчастных случаев на воздушном транспорте. Риск попасть в катастрофу у пассажиров российских перевозчиков примерно вчетверо выше, чем в мире.
На этой неделе авиационный регулятор предложил запретить полеты перевозчику "Татарстан" после ноябрьского падения самолёта, напомнившего миру о лидерстве России в статистике авиапроисшествий.
Самолет Boeing 737, летевший из Москвы, разбился 17 ноября при посадке в аэропорту Казани. В результате погибли 50 человек, в том числе сын президента Татарии. Межгосударственный авиационный комитет продолжает расследование.
"Имели место нарушения в подготовке персонала авиакомпании", - сообщила Росавиация.
По информации Следственного комитета, за штурвалом разбившегося лайнера находились пилоты с длительным опытом работы по другим лётным специальностям, прошедшие переподготовку на фоне дефицита кадров у перевозчика.
Российские авиаторы давно бьют тревогу по поводу дефицита лётного состава на фоне роста рынка перевозок в 143-миллионной стране и говорят, что пилоты часто отказывают себе в отдыхе.
В последние несколько лет пассажиропоток авиакомпаний России рос не менее чем на 10 процентов ежегодно, а в 2012 году достиг 74 миллиона пассажиров.
Подконтрольный правительству крупнейший авиаперевозчик России Аэрофлот задумался о развитии собственного лоукостера . Власти размышляют над просьбой государственной железнодорожной монополии РЖД потратить десятки миллиардов долларов на новые скоростные магистрали на фоне падения доходов казны. Критики советуют вместо этого развивать инфраструктуру для региональных низкобюджетных авиаперевозок.
Первым делом - пилоты
"Отсутствие достаточного количества летного состава сдерживает рост авиакомпаний России", - сказала журналистам на этой неделе совладелец второй по количеству перевезенных пассажиров авиакомпании Трансаэро Ольга Плешакова.
"Мы могли бы, наверное, предложить более высокие темпы и прихода самолетов, и развития направлений полетов, но мы вынуждены сдерживать темп роста".
Представитель Аэрофлота сказал, что принятие закона позволит перевозчику не отказываться от планов создания собственного лоукостера и увеличения самолетного парка.
Среди поставщиков пилотской рабочей силы он назвал страны бывшего СССР и Евросоюза.
"Есть пилоты с Украины, из Белоруссии и Казахстана, которые готовились еще в советское время, но сейчас живут там, есть Германия и Франция, где переизбыток КВС (командиров воздушных судов", - сказал представитель Аэрофлота.
По оценке Аэрофлота, дефицит пилотов в России составляет 800 человек, а самому перевозчику в ближайший год понадобится 134.
Премьер-министр России назвал зарплату местных авиаторов "весьма и весьма конкурентоспособной" и иногда превышающей зарплату пилотов в Европе.
Близкий к Аэрофлоту источник сказал, что зарплата КВС на самолетах семейства А320 в Аэрофлоте составляет около 440.000 рублей ($13.440) в месяц, второго пилота - около 270.000 рублей. Но в Аэрофлоте зарплаты превышают средние по рынку, на котором командир воздушного судна получает около 300.000 рублей.
Сотрудник Аэрофлота сказал, что небольшим компаниям приходится закрывать дефицит квалифицированных пилотов за счет менее опытных кадров, поэтому допуск иностранцев может повысить безопасность полётов.
В комментарии к законопроекту на сайте правительства РФ говорится, что выпуск пилотов из летных училищ в 1995-2009 годах не превышал 160 человек, при этом "выбытие кадров" каждый год составляет около 700 человек.
"Особенно не хватает сейчас КВС, поскольку на подготовку пилотов уходит не меньше 3-4 лет, а на подготовку второго пилота на КВС - 6-8 лет после окончания училища", - говорится в документе.
Гендиректор консалтинговой компании Инфомост Борис Рыбак сказал Reuters, что при сохранении темпов развития российского рынка авиаперевозок в ближайшие несколько лет будет требоваться около 1 тыс. новых пилотов ежегодно.
Отметим, что годом ранее гендиректор Аэрофлота Виталий Савельев заявлял, что учебные авиационные заведения РФ выпускают около 400 пилотов в год, в то время как ежегодная потребность отрасли - почти тысяча человек.
По материалам: Reuters
Инф. korrespondent.net
e-finance.com.ua