Денонсация Конвенции об избежании двойного налогообложения с Кипром и проведение новых переговоров о принятии новой конвенции не являются целесообразными и и разумными на сегодняшний день.
Большинство Соглашений об устранении двойного налогообложения, регулирующих взаимоотношений между странами в сфере налогообложения базируются и разрабатываются на основании Типового Соглашения ООН по избежанию двойного налогообложения между развитыми и развивающимися странами 1980 года и Модельной налоговой конвенции ОЭСР. В целом Конвенция между правительствами Украины и Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы разрабатывалась на основании вышеуказанных документов и соответствует им.
На сайте Верховной Рады Украины зарегистрировали проект закона № 0001-2 от 5 декабря 2014 года "О денонсации Конвенции между правительствами Украины и Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и Протокола к нему", которым предлагается деносировать Конвенцию, так как это, по мнению авторов проекта закона, позволит избежать необоснованных налоговых льгот, которые негативно влияют на экономику и в частности на налоговую систему Украины.
Однако изучив предложенный проект закона и сопроводительные документы к нему, можно прийти к выводу о его нецелесообразности, недоработке и поспешности в данный момент.
В частности, в Заключительных положениях указанного проекта закона предлагается до вступления в силу Закона провести переговоры с Правительством Республики Кипр о подписании нового соглашения об устранении двойного налогообложения, предусмотрев в нем нормы касательно налогообложения дивидендов, процентов, роялти и доходов по отчуждению имущества, что применимо в большинстве аналогичных соглашений с другими странами.
Следует обратить внимание, что Конвенций предусмотрены следующие ставки налогообложения: дивиденды — 15% и 5% (в случае, если нерезидент владеет не менее чем 20% капитала компании, которая выплачивает дивиденды или инвестировал в приобретение акций или других прав компании эквивалент не менее 100 тыс. евро); проценты — 2% от общей сумы процентов; роялти — 10% от общей сумы платежей и 5% (авторские права, объекты промышленной собственности).
По состоянию на сегодняшний день Украина заключила соглашения об устранении двойного налогообложения где-то с 70 странами, и если рассмотреть ставки налогообложения, которые установлены такими соглашениями, то можно прийти к выводу, что многие из них содержат такие же ставки налогообложения, как Конвенция, а некоторое даже более благоприятные.
К примеру, в отношении дивидендов: в большинстве соглашений установлена ставка — 5%/15%, на втором месте — 5%/10% (такие страны как Австрия, Великобритания, Германия, Швеция, Китай и другие), далее — 10%, 12% и 5%, и только соглашением с Испанией предусмотрена ставка 18%. В отношении процентов следует обратить внимание на соглашение с США, Великобританией и Испанией, где предусмотрена ставка 0%, однако справедливость таковой ставки никто не ставит под сомнение. В отношении рояли практически во всех соглашениях установлена ставка 10%, при этом много соглашений, которыми предусмотрено налогообложение роялти по ставке 5 %.
Таким образом, учитывая то, что Конвенция в целом соответствует Типовому Соглашению ООН по избежанию двойного налогообложения, Модельной налоговой конвенции ОЭСР и принимая во внимание, то что большинством соглашений предусмотрено аналогичное налогообложение отдельных доходов, а некоторыми, среди которых соглашения с Великобританией, США, Австрией Германией, и более низкие ставки налогообложения, денонсация Конвенции и проведение новых переговоров о принятии новой конвенции являются нецелесообразными и не разумными на сегодняшний день. Если исходить из логики авторов проекта закона, денонсировать необходимо более половины заключенных Украиной соглашений об устранении двойного налогообложения, что не соответствует международной практике взаимоотношений в сфере налогообложения, особенно в условиях проевропейской ориентации нашего государства.
Если говорить о том, предотвратит ли денонсация Конвенции вывод денежных средств за границу и будет ли способствовать пополнению бюджета, можно ответить, что однозначно нет, так как существуют другие благоприятные юрисдикции, с которыми заключены соглашения об устранении двойного налогообложения и через которые заинтересованные лица продолжат выводить средства из страны. Чтобы предотвратить вывод средств, в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для бизнеса, который был бы заинтересован платить налоги в своей стране, а также установить прозрачную систему контроля, на что эти налоги расходуются.
Вместе с этим положениями ст. 27 Конвенции установлен порядок прекращения ее действия, а именно любая из сторон может прекратить действие Конвенции путем направления через дипломатические каналы письменного уведомления о своем намерении прекратить ее действие за шесть месяцев до окончания любого календарного года, который наступает по окончании пяти лет с даты вступления в силу этой Конвенции. Конвенция вступила в силу для Украины с 7 августа 2013 года, и пятилетней срок еще не истек. В связи с этим преждевременная денонсация Конвенции с нарушением порядка прекращения ее действия будет расцениваться как нарушение норм международного публичного права.
Следует отметить, что Кипр является полноправным членом ЕС и, соответственно, на него распространяет свое действие налоговое законодательство ЕС. Вместе с этим Кипр заключил более 40 соглашений об устранении двойного налогообложения, в том числе с большинством европейских стран. При этом положениями большинства таких соглашений установлены более низкие ставки налогообложения, чем ставки предусмотренные Конвенцией. К примеру, соглашением с Австрией установлена ставка по дивидендам 10%, по процентам и роялти — 0%, Эстония — 0 % по дивидендам, процентам и роялти, Финляндией — 5/15 % дивиденды, 0% — проценты и роялти.
Алексия Овдиенко, адвокат ЮК "Софоклеус и Партнеры Консалтинг"
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua