С азиатской точки зрения, украинский кризис ставит вопрос о будущем присутствии США в Азии. Этот вопрос жизненно важен и для союзников США, и для остальных стран регион.
В 2015 году влияние российского вторжения в Крым все еще будет ощущаться в Азии. Этот кризис стал звонком для пост-модерной Европы, напоминанием о том, что реальные угрозы все еще существуют, и что конфликтов с трудом можно избежать по причине чисто экономических расчетов издержек и выгод. Азиатские державы, со своей стороны, хорошо понимают, что геополитика не ушла в прошлое, пишет Надеж Ролланд для The Diplomat.
Ситуация, когда развивающееся государство стремится вернуть свой статус великой державы, считает свой суверенитет, установленный над сухопутными и морскими границами, ключевым для безопасности, и рассматривает свое ближнее зарубежье как собственную ограниченную сферу слияния, конечно же, звучит сегодня очень знакомо для любого азиатского государства. Даже если здесь аналогия и заканчивается, можно все же задаться вопросом, какие уроки Пекин, в частности, извлечет из готовности международного сообщества ввести санкции в ответ на российское применение силы в Украине.
С азиатской точки зрения, украинский кризис ставит вопрос о будущем присутствии США в Азии, этот вопрос жизненно важен и для союзников США, и для остальных стран региона. Отвлечет ли США от Азии возникновение этого европейского кризиса? Повлияет ли это на политику "перебалансировки" президента Барака Обамы? Без сомнений, Китай надеется, что рост России отвлечет стратегическое давление США от Азии, но союзники США с тем же успехом опасаются такой возможности.
Украинский кризис также ставит вопрос о действительной готовности США к непредвиденным обстоятельствам в Азии: если Вашингтону не удалось отговорить Россию от вторжения в Крым, сможет ли он решить споры о суверенитете в Азии? Если такие страны как Япония, Филиппины и Вьетнам дадут негативный ответ на этот вопрос, это возымеет колоссальное влияние на их будущие стратегические и политические решения.
В 2015 году Москва попытается ускорить энергетическое сотрудничество с Азией, чтобы противодействовать западным санкциям и падению цен на нефть. Реконфигурация энергообмена уже началась двумя договорами о поставках газа, подписанными между Китаем и Россией в 2014 году. В дополнение к наращиванию гражданского ядерного сотрудничества, Россия также подписала договор с Индией сроком на десять лет о поставках сырой нефти.
После вторжения в Крым Россия решила инвестировать $1 млрд в северокорейскую сферу здравоохранения, образования и крупный газопровод, который протянется от российского острова Сахалин до Корейского полуострова. Южная Корея, второй по величине в мире (после Японии) импортер природного газа, продемонстрировала большой интерес в этом проекте, как и в других инициативах по соединению транспортной сети Южной Кореи с Транссибирской магистралью. В начале декабря 2014 года впервые российский уголь был доставлен в Южную Корею по железной дороге из Хасана через северокорейский порт Раджин. Парадокс заключается в том, что возобновленный интерес России в азиатских энергетических рынках может облегчить дальнейшую интеграцию Корейского полуострова.
Но для такой страны как Япония 2015 год означает увеличение количества региональных игроков, борющихся за доступ к российским ресурсам. Попытки Токио пойти на сближение с Москвой по проблеме Курил/северных территорий также осложнились по вине западных санкций.
Для Северной Кореи аннексия Крыма — демонстрация того, что она должна продолжать держаться за свое ядерное оружие. Украина отказалась от своего ядерного арсенала в 1994 году в обмен на гарантии безопасности от остальных ядерных держав, включая Россию. Денуклеаризация Украины часто приводилась как пример возможного пути для Пхеньяна. Но со своей стороны Ким Чен Ын может подумать, что у ядерной Украины территории бы не отобрали.
И, в конце концов, изоляция России западом может привести к усилению стратегического сотрудничества с Китаем в 2015 году. Конечно, существует определенный уровень недоверия между двумя квази-союзниками, но у них есть также одинаковые опасения и одинаковые противники — это серьезное основание для брака по расчету. Китай обвиняет Европейский Союз и НАТО в политическом беспорядке в Украине, который, в конце концов, привел к российской интервенции.
Сценарий "враждебных западных сил", сеющих зачатки кризиса, достаточно хорошо отражает собственные опасения Пекина, что беспокойства в стране могли быть целенаправленно возбуждены внешними силами. Не имея другой реальной альтернативы, Россия может стать более сговорчивым партнером Пекина. С учетом китайского продвижения "дипломатии Шелкового Пути" с Центральной Азией посредине, он может получить большую свободу действий в этой традиционной для России сфере влияния, и именно в тот момент, когда республики Центральной Азии могут опасаться оказаться по примеру Украины в руках Москвы.
Перевод: Екатерина Федоришина
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua