Еврокомиссия отменила льготы при налогообложении дивидендов для связанных компаний, находящихся в разных странах ЕС.
C 2016 года дивиденды при выплате на Кипр в или другую аналогичную юрисдикцию не будут освобождаться от налогообложения. Это следует из принятых изменений в директиву Совета Европейского Сообщества "О системе налогообложения применительно к дочерним и материнским компаниям, находящимся в разных государствах — членах ЕС" (Council Directive 2011/96/EU), сообщает консалтинговая компания International Tax Associates.
"Государства-члены не должны предоставлять льготы (преимущества), предусмотренные данной Директивой, корпоративным структурам или ряду корпоративных структур (корпоративным группам), главной или одной из основных целей которых является получение налоговой льготы, что противоречит объекту или цели данной Директивы, и которые не являются реальными/подлинными с учетом всех соответствующих фактов и обстоятельств", — говорится в директиве.
На сегодняшний день, согласно Директиве при осуществлении выплат на материнские компании дочерние компании освобождаются от уплаты налогов на дивиденды и налогов на распределяемую прибыль. Это позволяло использовать корпоративные структуры внутри ЕС исключительно в целях минимизации налогообложения в обход национального законодательства стран-членов.
Например, украинский бенефициар владеет операционной компанией в своей юрисдикции через голландский, латвийский или люксембургский холдинг и офшорную компанию над ним. При выплате дивидендов из Люксембурга/Латвии/Нидерландов напрямую в офшор будет удерживаться налог на дивиденды в размере 15%. Чтобы снизить налоговую нагрузку, некоторые консультанты рекомендовали ставить над Люксембургом, Нидерландами или Латвией кипрский или иной холдинг, в стране, в которой не удерживаются дивиденды при выплате в офшор. В этом случае дивиденды из Латвии, Голландии и Люксембурга на Кипр не подлежали бы налогообложению по правилам Директивы о материнских и дочерних компаниях, а из Кипра они выплачивались бы без налогов в соответствии с местным законодательством.
Для пресечения такой практики 27 января 2015 года были внесены следующие изменения:
• вышеуказанные налоговые льготы по Директиве не применяются,
если корпоративная структура признается "нереальной" (not genuine);
• нереальность корпоративной структуры презюмируется, если единственной ее целью является получение налоговой выгоды (то есть, отсутствует экономическая целесообразность операций, помимо получения льгот по налогообложению);
• нереальность структуры устанавливается с помощью комплексного изучения всех фактов и обстоятельств ее функционирования;
• нереальной может признаваться не вся структура, а только отдельные ее элементы (с применением негативных последствий именно к таким отдельно взятым элементам);
• государства-члены могут внедрять в национальном законодательстве более жесткие по сравнению с директивой условия применения налоговых льгот по выплатам между дочерними и материнскими компаниями.
Государствам-членам ЕС предписано имплементировать вышеуказанные изменения в Директиву не позднее 31 декабря 2015 года. Это означает, что с 2016 года освобождение от налогообложения дивидендов при выплате на Кипр или другую аналогичную юрисдикцию не будет предоставляться, если на Кипре не будет вестись реальной деятельности компании.
Директива не запрещала странам устанавливать свои меры борьбы с уходом от налогов. В Нидерландах такие меры начали эффективно применяться начиная с 2012 года и пример структуры Нидерланды-Кипр уже немного устарел, но сейчас Еврокомиссия обязала все страны ЕС внести поправки в законодательство, предусматривающие такие
меры борьбы с уходом от налогов.
Можно прогнозировать несколько тенденций вследствие описанных выше изменений.
Во-первых, навряд ли налогоплательщики станут массово создавать реальность деятельности на всех уровнях многоступенчатых холдингов. Скорее всего, структуры будут упрощаться.
Во-вторых, налогоплательщики будут чаще выбирать в качестве основных юрисдикций страны, в которых вообще нет налога у источника при платеже нерезидентам (Кипр, Великобритания, Мальта, Латвия и пр.). Для украинских бенефициаров такие дивиденды обложатся налогом по ставке 20% НДФЛ, что так же не превысит ставку налога на репатриацию при выплате из Нидерландов и с учетом уплаченного налога при выплате не повлечет дополнительного украинского налогообложения.
В-третьих, некоторые страны могут пойти на отмену налога у источника на дивиденды — Люксембург уже не взимает дивиденды при выплате резидентам стран, с которыми есть налоговые соглашения. Возможно, этот налог будет полностью отменен.
Также можно предположить, что если после имплементации изменений к Директиве налоговые органы стран ЕС установят, что европейские структуры украинских бенефициаров являются искусственными, не исключено доначисление налогов. Кроме того, может ужесточиться практика получения предварительных заключений от налоговых органов (рулингов) и повысятся риски совершения операций без их получения.
Инф. delo.ua
e-finance.com.ua