На этом настаивает МВФ в своих рекомендациях украинским властям, от выполнения которых будет зависеть выделение очередного кредитного транша Украине.
В частности, Международный валютный фонд предлагает сузить возможности “освобождения от уплаты налогов” для собственников жилой недвижимости и транспортных средств. В 2014 г. в Украине был введен налог на роскошь в размере 25 тысяч гривен в год, но он взимается только с небольшой доли имеющихся в стране автомобилей класса люкс. База потенциальных плательщиков может быть расширена, считают эксперты МВФ.
Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко рассказал, что эта инициатива вряд ли даст ожидаемый эффект.
“Сначала был выбран достаточно странный критерий для определения уровня “элитности” авто (объем двигателя более 3 л). В итоге самые современные машины представительского класса как раз и не попали в разряд “люксовых”. Позже решили привязать налог к стоимости машины (более 1 млн. грн.), что тоже сомнительно, учитывая динамику инфляции в стране”, — отметил он.
И обратил внимание на то, что, вводя налог на роскошь для автомобилей, в нашей стране с 1 января 2015 года почему-то убрали налог на яхты, самолеты, вертолеты.
“Удивительная логика: вертолет не роскошь, а машина — да. И это при том, что налог на авто трудно администрировать. Как проверить его оплату, если нет техосмотра (ранее его нельзя было пройти, пока на водителе “висели” долги). А вот с самолетом или яхтой все просто. Не уплатил налог — тебе могут отказать в разрешении на полет или заход в порт и т.п.”, — приводит примеры Назаренко.
Партнер юридической компании “КПД Консалтинг” Владислав Кисиль считает неизбежным расширение базы налогообложения жилой недвижимости, тем более в части так называемого налога на роскошь.
“Можно пойти двумя путями. Самый справедливый: когда учитывается стоимость недвижимости, а не ее площадь. 500 кв.м. на окраине Бердичева стоят дешевле, чем 50 кв.м. на Крещатике, но платят по нынешней норме Налогового кодекса именно за недвижимость в Бердичеве. Однако, в отличие от земли, где есть кадастровая стоимость, для недвижимости такую базу в наших условиях невозможно создать ни за полгода, ни за год”, — отметил он.
Более вероятным он считает активизацию наполнения Реестра вещных прав для более активного взимания налога на недвижимость. Именно запись в нем и является базой налогообложения, и если усадьба там не учтена, то и налог не начисляется.
Поскольку налог на имущество отнесен к местным сборам, то вероятность перехода к стоимостной методике мизерна, считает председатель Ассоциации специалистов банковской оценки Украины Сергей Фролов.
“Саму систему, по аналогии кадастровой стоимости земли, создать несложно. Во всем мире аналоги действуют. Но зачем местным властям этим заморачиваться, если можно корректировать правила каждый год, уменьшая льготную площадь, наращивать ставки, менять категории граждан, освобождаемых от налогов и т.п. Так потихоньку количество плательщиков и увеличится. Рано или поздно, но платить будут все”, — заверил Фролов.
А вот вице-президент Лиги экспертов Украины Андрей Гусельников считает переход в наших условиях к стоимостной методике невозможным. “Недвижимость переоценена, по сравнению с доходами населения. Люди нищают, и на этом фоне повышать налоги — прямой путь к усилению тенизации общества”, — убежден он.
Инф. finance.ua
e-finance.com.ua