Комиссионная ставка при совершении платежной операции (MDR ) — платеж, который банк-эквайр получает от торгово-сервисного предприятия по результатам каждой операции (транзакции), совершенной при помощи платежной карты, совершенном в торгово-сервисном предприятии (ТСП).
Интерчендж – платеж, который через платежную систему получает банк-эмитент от банка-эквайра по результатам каждой транзакции, совершенной при помощи платежной карты в ТСП. Принципами определения и установления интеречендж являются: расширение сети приема карт, ускорение развития новых продуктов и использования карт клиентами, обеспечение целостности платежной экосистемы и ее безопасности, стимулирование технологических улучшений. IRF включается в MDR и является балансом между потребностями и доходами ТСП, преимуществами для потребителя, расходами и доходами эквайра и эмитента. Для разных типов карт и сумм операций, среды проведения операций (терминал, интернет, мобильный кошелек и т.п.), типов (видов) ТСП, на рынке одновременно действует множество ставок IRF, которые изменяются в зависимости от рыночной коньюнктуры, потребностей рынка в развитии определенных сегментов, стимулирования потребителей и стадии развития рынка (его зрелости, инклюзивности, доле проникновения платежных продуктов, соотношения обращения наличных и безнала, уровня теневой экономики). В совокупности интерчендж является гибким механизмом управления развитием безналичной экономики и закреплением клиентских предпочтений в использовании безналичных платежей.
В условиях легальной работы и не участия в схемах уклонения от уплаты налогов для ТСП прием наличных (за который опосредовано – стоимость и эксплуатация кассовых систем, зарплата кассиров, и прямо – стоимость инкассации, соблюдение и администрирование установленных государством правил прием наличных, вклюячая оплату штрафов за ошибки учета наличных персоналом) ничем не отличается от приема безналичных электронных платежных инструментов (карточки, Э-деньги, мобильные платежи через приложения и т.п.). Более того, за счет покупок здесь и сейчас (дебетовые и кредитные карты), и покупок в кредит (кредитные карты) растет оборот тех ТСП, которые принимают к оплате электронные платежные инструменты. При этом, ТСП, которые не желают администрировать прием наличных экономят на менее сложном оборудовании и повышают безопасность клиентов и персонала («гоп-стоп» и иные «сравнительно честные способы отъема денег» бесперспективны, если в кассе нет наличных).
Среди доходов эквайра: поступления от аренды ТСП платежного терминала, ежемесячные фиксированные платежи (в случае отсутствия оборота и не использования терминала), комиссионная ставка с оборота за совершении платежных операций (MDR ). В число расходов входят: расходы на подписание договора, обучение персонала ТСП, установку и обслуживание платежных терминалов, операционные расходы за проведение каждой операции (связь, авторизация, клиринг, расчетный банк), уплачиваемые процессинговому центру и платежной системе, интерчендж.
Среди доходов эмитента: комиссионные платы за обслуживание карты (счета), доходы от привлеченных (клиентских) средств, интерчендж. В число расходов входят: расходы на привлечение и администрирование (обслуживание) клиента, операционные расходы за проведение каждой операции (связь, авторизация, клиринг, расчетный банк), уплачиваемые процессинговому центру и платежной системе, мошенничество и невозвраты, стимулирование клиентских активностей через бонусы, баллы, бесплатные милли, кеш-беки и иные формы поощрения.
Среди доходов и преимуществ легально работающих ТСП, которые платят налоги и не используют «схемные решения»: повышение оборота, среднего чека, снижение операционных затрат на привлечение и обслуживание клиентов, формирование лояльности к бренду ТСП. В число расходов входят: MDR, с входящим в его состав IRF и не возможность минимизировать налогообложение за счет использования неучтенного «нала». Расходы ТСП традиционно включаются в стоимость товаров и услуг, при этом стоимость аналогичных товаров и услуг, при оплате наличными и платежными инструментами, в том числе стоимость в ТСП, которые принимают или не принимают к оплате платежные карты, существенно не отличаются. И, тем более, не воспринимаются потребителями как «дополнительный налог на использование карточек».
Вмешательство в экосистему и регулирование MDR (Merchant Discount Rate) и интерчендж (IRF) повлечет за собой следующие изменения для клиентов, эмитентов и эквайров:
эквайры не могут «экономить» на технологических решениях, инновация и безопасности карточных расчетов, а, значит, уменьшение MDR придется компенсировать за счет иных сборов (повысится стоимость аренды оборудования, ТСП придется самостоятельно его приобретать и эксплуатировать, заниматься разработкой ПО и системной интеграцией).
инвестиции эквайров в расширение сети приема (терминалы, порталы электронной коммерции, IT решения, мобильные кошельки) снизятся прапорционально снижению MDR (т.е. в 4 раза).
вырастет стоимость обслуживания карт. Банки не могут «экономить» на безопасности карточных расчетов, а, значит, уменьшение IRF придется как-то компенсировать за счет иных сборов (в предыдущих выпусках Cashless Digest мы рассматривали последствия уменьшение ставки интерчендж в различных странах, в том числе, странах Европейского региона, а также в США).
эмитенты будут вынуждены пересмотреть планы в отношении развития ассортимента карточных услуг. Переход к более современным видам платежей, внедрение инноваций окажутся под угрозой. Стремясь идти в ногу со временем, оправдать ожидания пользователей и не уступать в конкуретной борьбе, банки так или иначе будут продолжать модернизировать свои технологии. А средства для этого (которые заложены, в том числе, в интерчендж) придется «забрать» у других статей. Например, сократив программы лояльности.
для всего что связано с развитием и расширением эмитентам и эквайрам придется искать альтернативное финансирование. Переход к развитой, адекватной запросам современных потребителей, системе платежей будет затруднен, т.к. бесплатно ее развивать банки не будут.
Таким образом попытки уменьшить размер MDR (Merchant Discount Rate) и интерчендж (IRF), доходы эквайров и эмитентов приведут к потерям, прежде всего, для пользователя, который не получит новые более удобные услуги и новые возможности платить картой там, где ему это делать удобно.
В данный момент ожидает своего рассмотрения парламентом законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» относительно комиссионного вознаграждения при осуществлении эквайринга» (№6573 от 9 июня 2017 года). Цель законопроекта – уменьшить размер MDR до 0,5% к 2020 году. При этом предполагается снижение IRF до 0,3%.
Создатели законопроекта аргументировали свою инициативу тем, что уменьшение комиссии должно сказаться на ценах на товары и услуги. Но эксперты финансового рынка не испытывают того же оптимизма, полагая, что прогнозируемое снижение цен (на десятые процента, что для конечного потребителя неощутимо) не состоится. А вот подорожания банковских услуг вполне можно опасаться. Это и «тормоз» для банковской экономики, и преграда для развития платежного рынка, и сокращение возможностей потребителя.
Международная экспертиза на основе регулирования индустрии в 15 странах (предыдущий выпуск Cashless Digest ) позволяет оценить ожидаемые и реальные последствиях принятия законопроекта:
Ожидание 1. Цены на товар и услуги снизятся для конечного потребителя «на кассе».
Экспертный прогноз. Торговцы всегда стремятся к повышению прибыли, поэтому они просто увеличивать свой доход за счет маржи. Пример такой развитой страны, как Австралия (и многих других), показывает, что при снижении комиссии выигрывали только продавцы товаров и услуг, но нет информации о снижении цен на товары и услуги для покупателей.
Ожидание 2. Вырастет количество POS-терминалов для оплаты картой (якобы после уменьшения комиссии продавцам будет выгоднее устанавливать терминалы).
Экспертный прогноз. Потенциального влияния на количество терминалов не будет. Существует прямая связь есть между стоимостью покупки терминала, инновациями, которые требуют инвестиций.
Ожидание 3. Покупатели будут чаще и больше платить картой.
Экспертный прогноз. Действительно, развитие электронных платежей стимулирует покупателей выбирать именно этот способ оплаты. Но тут преградой становится нежелание торговцев применять электронные платежи, потому что это заставило бы сделать все их доходы «прозрачными». Учитывая правоприменение фискальной политики в Украине, коррумпированность контролирующих служб, субъекты предпринимательской деятельности стараются поменьше раскрывать свои доходы. До текущего момента торговцы не спешили устанавливать POS-терминалы именно по этой причине, а не потому, что комиссия с каждой карточной транзакции составляла 1-2% или что стоимость аренды терминала обходилась в сумму до 1000 гривен в месяц…
Таким образом, три наиболее желанных для потребителя последствия снижения MDR (Merchant Discount Rate) и интерчендж (IRF), которые торговое лобби «продает» законодателям и потребителям практически невозможно воплотить в существующих условиях. Эксперты, в том числе, представители Ассоциации «ЕМА» считают, что законопроект следует пересмотреть, иначе снижение ставки в 5 раз (по сравнению с существующими реалиями) способно привести к крушению надежд украинских финансистов (в том числе, и Национального банка Украины) развить в стране безналичную экономику, современный платежный рынок. Реализация «Стратегии 2020» от НБУ в таком случае может отсрочиться еще на 20 лет. А потребитель будет продолжать платит наличными.
e-finance.com.ua