• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Все в топку, или о зеленом тарифе для электроэнергии из бытовых отходов
    2017-11-17 10:30:45

    В ВР на повестке дня законопроект № 4835-д, предлагающий изменения в законы по стимулированию использования бытовых отходов как альтернативного источника энергии. В том числе зеленый тариф для электроэнергии, произведенной из бытовых отходов. Аргументы против высказывает Анна Таранцова, глава рабочей группы по обращению с отходами АТП в Украине.

    Еще вчера казалось, что теперь-то уж Украина точно будет идти по правильному пути. И не будем мы дышать вредными веществами, которые вырабатываются при сжигании отходов. И не будут выкидываться деньги на мусоросжигающие заводы, а будут инвестиции в раздельный сбор отходов, их сортировку и переработку. Что станем мы как Европа, которая все отходы, которые можно переработать или повторно использовать (например как пивную бутылку), обязательно перерабатывает и использует.

    Казалось так потому, что Кабмином была, наконец, одобрена Национальная стратегия управления отходами. С четким курсом именно на замкнутый цикл. Министерство экологии и природных ресурсов, которое и было основным разработчиком стратегии, уверяло, что мы должны идти именно европейским путем и приводить законодательство в соответствии с директивами Евросоюза.

    Но едва стратегия прошла, как на следующий же день в Верховной Раде на повестку дня был поставлен законопроект № 4835-д "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования использования бытовых отходов как альтернативного источника энергии". Документ вводит зеленый тариф для электроэнергии, произведенной из бытовых отходов.

    Причем тариф этот закреплен в евро, и он выше тарифа на электроэнергию произведенную из альтернативных источников энергии (таких как ветер, солнечная энергия, энергия волн и т. д), а о контроле выбросов, которые естественно будут при термической обработке отходов для получения энергии речи не идет. Да и нет в Украине лабораторий, способных в полной мере такие выбросы отслеживать.

    Такое решение оправдывается тем, что, мол, не хватает в Украине сейчас мощностей для переработки накопившихся объемов отходов. Хотя, к примеру, те же производители бумажной и картонной продукции, производители бутылок импортируют макулатуру и битое стекло и их мощности остаются не загруженными полностью.

    Но ведь и мощностей для сжигания отходов, либо других технологий (газификация и прочее) тоже еще практически нет. Так не логичнее ли было бы развивать именно это направление — вводить повсеместно раздельный сбор, организовывать новые сортировочные площадки по всей Украине, ставить оборудование для производства пеллет из отходов древесины и т.д.?

    Вместо этого предлагают взять деньги с производителей упаковки и товаров в упаковке, введя дополнительный экологический налог и за их деньги построить заводы по сжиганию мусора. Причем в конце концов по карману потребителя это тоже ударит — налог в большей мере ляжет в цену произведенной продукции, хотя производители продукции совершенно не стремятся поднимать цены на падающем рынке.

    Более того, сами производители готовы тратить дополнительные средства на то, чтобы использованная упаковка, пластиковая бутылка и т.д. попали на переработку, они готовы заниматься сбором такого сырья. Это отображено, в частности, в заявлении Американской торговой палаты, а детально изложено в проекте закона № 4028 "Про упаковку и отходы упаковки", который устанавливает цели по сбору и переработки упаковки для производителей товаров в упаковке. Не выполнил — плати огромные штрафы. Но получив дополнительную нагрузку в виде нового налога, про такие намерения производителей можно забыть.

    При этом у тех компаний, которые получат за счет налога средства на утилизацию отходов, стимулов отсортировывать вторичное сырье (а в большей степени это и есть отходы упаковки) и направлять его на переработку нет никаких. И какой смысл им отбирать выброшенные газеты или пластиковые бутылки, если зарабатывать они будут на производстве энергии? Все в топку, "зеленый" тариф в помощь.

    Кроме того, субъектов хозяйствования хотят обязать заключить договора с исполнителем услуг по обращению с бытовыми отходами. Их вне конкурса определяют органы местного самоуправления. Коррупционные риски здесь на лицо. Что, кстати, подтверждено и Комитетом по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, который анализировал законопроект № 4835. При обещаниях ЕС эффективно бороться с коррупцией мы только множим возможности для нее.

    Как удаляемся от норм законодательства ЕС в сфере защиты окружающей среды, что предусмотрено соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС?

    Реформы в этой сфере должны осуществляться на основе соответствующей стратегии, которая не предусматривает введения налога для решения вопроса обращения с отходами, а сжигание стоит на четвертой ступени иерархии обращения с отходами после повторного использования и переработки в качестве вторичного сырья.

    Директивы ЕС № 2008/98/ЕС об отходах и № 2010/75/ЕС о промышленных отходах содержат подробные требования к процессам мусоросжигания. Безопасное и качественное мусоросжигание может быть только после имплементации этих директив. И получение энергии из твердых бытовых отходов, согласно Директивы 2009/28/ЕС, не должно стимулироваться (поощряться) государством. Она определяет, что страны должны поддерживать выработку энергии исключительно из возобновляемых источников энергии, а бытовые отходы к ним не относятся.

    Разрешив сжигать отходы по "зеленому тарифу", мы рискуем нанести ущерб окружающей среде и здоровью людей. При сжигании выделяется целый "букет" из углекислого газа, серы, соляной кислоты и различных токсических веществ.

    При этом представители бизнеса активно выразили свое категорически негативное отношение к подобным инициативам и предлагают свой вариант решения проблемы в части обращения с отходами упаковки и другими материалами, подлежащими вторичной переработке. Также категорически против высказались экологи и экспертные сообщества (позиция "МАМА-86", "Чесно", "Україна без сміття"), а РПР внесли проект закона № 4835д в "черный список".

    Анна Таранцова
    Глава рабочей группы по обращению с отходами Американской торговой палаты в Украине

    Инф. delo.ua

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.