Со 2 августа в Украине начали действовать европейские правила работы водителей грузовиков и автобусов. Конвенция ЕСТР — международное соглашение, регламентирующее режим труда и отдыха водителей. Верховная Рада ратифицировала ее 7 сентября 2005 года, и со вчерашнего дня документ вступил в действие на территории Украины.
Новые правила вначале коснутся водителей грузовиков и автобусов, выполняющих международные автоперевозки. Согласно конвенции, грузоперевозчики должны будут дооборудовать автомобили тахографами. При помощи этих приборов будет контролироваться время нахождения водителей за рулем, которое конвенция жестко лимитирует.
Средняя стоимость тахографа — $850-1000. В Украине их нужно будет установить на 100 тыс. грузовиков и 50 тыс. автобусов. Соответственно, это выльется в сумму порядка $150 млн.
В соответствии с конвенцией, после трех-четырех часов нахождения за рулем, водитель обязан делать перерывы в работе — от 15 минут до 11 часов (после полного дня). Коммерческий директор компании «Интерроллентранс» (Ужгород) Виктор Гохман считает, что с учетом простоев на границах и потерь времени на таможенные процедуры внутри страны нововведение приведет к лишним потерям «ходового» времени.
Контроль за соблюдением конвенции ЕСТР в Украине будет осуществлять Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте. «Проверку соблюдения режима работы водителей мы будем осуществлять по данным тахографов, которыми отныне должны быть оснащены все грузовые автомобили и автобусы, подпадающие под действие конвенции», — отмечает руководитель Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте Владимир Синько.
По словам президента Ассоциации международных автоперeвозчиков Украины Леонида Костюченко, с присоединением Украины к конвенции ЕСТР отечественные перевозчики получили равные условия работы на рынке с иностранными. В свою очередь иностранные перевозчики обязаны соблюдать европейские правила на территории Украины.
Ожидается, что выполнение условий конвенции значительно повысит безопасность дорожного движения. Официально считается, что по причине переутомления водителей в Украине происходит всего 2,4% аварий. Однако эту цифру считают заниженной из-за несовершенства системы расследований и регистрации дорожно-транспортных происшествий. Сотрудник института ГосавтотрансНИИпроект на условиях анонимности говорит, что существенное количество аварий, связанных с переутомлением водителей, регистрируются как аварии, связанные с нарушением правил маневрирования, несоблюдением дистанции, отвлечением от управления.
Вступление в действие конвенции ЕСТР ставит перед украинскими перевозчиками и ряд проблем. Главная из них — отсутствие сервисной сети по ремонту и обслуживанию тахографов. Существующие сервисные пункты не в состоянии покрыть полностью даже потребности международных перевозчиков, не говоря уже о внутренних.
Кроме того, если на Западе нет проблем со стоянками, то в Украине их, по самым оптимистическим оценкам, не болееины от требуемого количества. По мнению Сергея Мищенко, директора киевского АТП 13058, вводить конвенцию ЕСТР в стране пока рановато. «Это все равно, что сейчас ввести экологические нормы Евро-3 и полностью остановить все МАЗы и КАМАЗы, — говорит он. — Оборудовать самосвалы и бортовые грузовики тахографами — чересчур дорогое удовольствие. Если уж так невтерпеж, пусть введут бортовой журнал контроля работы».
Инф. e-finance.com.ua
e-finance.com.ua