Тарифы на перевалку грузов в морских торговых портах вскоре могут заметно подрасти. Эту инициативу портовиков уже поддержал новый министр транспорта и связи Николай Рудьковский. Поэтому вопрос можно считать почти решенным — дело только за формальностями.
Наиболее заметным будет повышение тарифов на погрузочно-разгрузочные работы в портах, которые предполагают увеличить на 30%. Свои притязания портовики объясняют несколькими причинами. Прежде всего тем, что стоимость их услуг в последнее время не поднималась, а в некоторых случаях даже снижалась. Как рассказал «ДС» представитель Одесского морского торгового порта, ставка на переработку одной тонны металла в 1995 г. составляла в среднем $11,2, в 2006 г. снизилась до $6. В то же время, к примеру, железные дороги с 2000 г. проводили тарифную индексацию шесть раз.
Свою роль сыграло и снижение доли высокотарифных грузов в общем объеме грузопереработки портов. Это связывают со спадом экспорта металлов и металлопродукции. За первое полугодие объемы перевалки выросли на 0,6% — до 53,977 млн т, однако показатели перевалки цветных металлов снизились более чем на 80%, автотехники — на 30%, нефти — на 12%, нефтепродуктов — на 25%.
О необходимости повышения тарифов заговорили еще в начале текущего года, с соответствующей инициативой портовики вышли на руководство министерства, после чего состоялось несколько совещаний, где приводились веские аргументы в пользу именно 30%-ного повышения цен на услуги портовиков. Предполагалось даже повысить тарифы уже с 1 июля, но помешала этому лишь неопределенность во власти. С приходом нового министра транспорта Николая Рудьковского ценовой вопрос снова был поднят на высшем уровне. Более того, г-н Рудьковский выступил со встречной инициативой, пообещав портовикам снизить норму обязательного отчисления прибыли в бюджет с 50 до 25% уже в следующем году, а к 2008 г. вообще оставлять всю прибыль портам. Таким образом, у них появится значительно больше финансовых возможностей для проведения модернизации. Правда, эксперты побаиваются, что под шумок частные инвесторы, которые эксплуатируют в портах собственные терминалы, могут протащить через министерство еще и повышение причальных сборов. Ведь этот сбор платится именно владельцам причалов.
Однако последние события сильно усложнили лоббирование этой идеи. Во время последнего совещания с руководителями морской отрасли новый министр серьезно раскритиковал практику работы портовых СП, заявив, что будет проверять работу этих структур, после чего станет решать вопрос о продолжении совместных проектов, не говоря уже о повышении цен на услуги таких компаний. По итогам совещания также стало известно об увольнении, по крайней мере, двух начальников портов — Ильичевского и Херсонского, поэтому, вероятнее всего, вопрос о росте причальных сборов пока поднимать не будут.
Инф. dsnews
e-finance.com.ua