• Main Page / Головна
  • Newsline / СТРІЧКА НОВИН
  • Archive / АРХІВ
  • Contacts / Контакти
  • RSS feed
  • This online newspaper has been in publication since September 9, 2005
  • Большая стирка
    2006-09-01 14:18:24

    Уже традиционно термин «офшорная зона» воспринимается негативно. Преимущественно это понятие ассоциируется с экономическими преступлениями (отмыванием государственных денег), совершаемыми высокопоставленными чиновниками. Наиболее известным и, пожалуй, единственным случаем, когда удалось доказать факт отмывания денег, стало длительное судебное разбирательство в отношении бывшего премьер-министра Павла Лазаренко. Да и то оно происходило не в Украине. Однако, помимо чиновников, отмыванием денег не брезговали и предприниматели. Бороться с такими нарушителями в первую очередь должны правительство и Государственная налоговая администрация. Без соответствующей нормативной базы здесь не обойтись. Вместе с тем ответственные за надлежащее законодательное обеспечение данного вопроса парламентарии уверяют, что бороться с офшорной деятельностью практически бесполезно.

    В офшорные зоны влечет предпринимателей со всего мира низкий уровень налогообложения или отсутствие налогов как таковых. В большинстве случаев главным условием регистрации компании в офшоре является невозможность вести деятельность на территории, где она зарегистрирована. Что касается Украины, то еще в 1994 году в Концепции создания специальных (свободных) экономических зон было дано определение понятию «офшорная зона» как одному из видов СЭЗ, где внедряется особенно благоприятный режим проведения банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. По таким правилам могут функционировать, соответственно, банки и страховые компании, созданные при участии только нерезидентов. Кроме того, подобные субъекты имеют право обслуживать лишь ту деятельность нерезидентов, которая осуществляется за пределами Украины.

    Несмотря на то что правительственное постановление об утверждении данной Концепции утратило силу в 2004 году, Закон «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», на котором, собственно, и базировалась Концепция, действует и по сегодняшний день.

    Необходимо отметить, что основной целью создания офшорных зон во всем мире является привлечение иностранных инвестиций и возможность создания инвесторами новых рабочих мест. Кроме того, государственный бюджет получает от этого доходы в виде платы за регистрацию компании, а также платы за ежегодную поддержку регистрации. Деятельность таких компаний легальна, а выгода взаимна. Но все же ряд высокоразвитых стран устанавливают дополнительные условия к их деятельности в рамках борьбы с отмыванием незаконных денежных средств и борьбы с терроризмом. Так, в Великобритании виртуального офиса компании недостаточно для получения права на существование в офшорной зоне - потребуется абсолютно реальное помещение, находящееся по конкретному адресу, с руководством и даже секретарем. Необходимо также разработать и представить четкую маркетинговую стратегию.

    Украинское правительство с целью контроля за офшорными компаниями осуществляет регулярный мониторинг офшорных зон во всем мире и издает соответствующий список. Последний такой перечень был составлен 24.02.2003 г., а в последующие годы в него вносились лишь некоторые поправки. Например в 2006-м из списка был исключен Кипр как ЕС в соответствии с требованием этой организации. Таким образом, на данный момент офшорными зонами считаются: о. Гернси, о. Джерси, о. Мэн, о. Олдерни, Бахрейн, Белиз, Панама, Андорра, Гибралтар, Монако, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские Острова, Барбадос, Бермудские о-ва, Британские Виргинские о-ва, Виргинские о-ва (США), Гренада, Каймановы о-ва, Монтсеррат, Нидерландские Антильские о-ва, Пуэрто-Рико, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Содружество Доминики, Теркс и Кайкос, Либерия, Сейшельские Острова, Вануату, Маршалловы Острова, Науру, Ниуэ, о-ва Кука, Самоа, Мальдивская Республика.

    Об объеме финансовых средств, которые посредством офшорных компаний уходят, а потом возвращаются в Украину, можно судить по официальной статистике. Так, за первое полугодие нынешнего года поток прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику составил немного более $2 млрд. При этом стоит отметить, что, согласно данным Госкомстата, среди стран-лидеров, инвестирующих в отечественную экономику, значится именно Кипр, который наиболее известен своими офшорными зонами (с 2001 г. более $2 млрд.). То есть можно говорить о том, что иностранные инвестиции на самом деле украинские. В то же время, по данным Министерства экономики, только за первый квартал текущего года отток капитала из Украины составил около $3 млрд. В этом случае остается надеяться, что в скором времени они вернутся в виде инвестиций.

    К слову сказать, схемы работы в офшорных зонах хорошо усвоены отечественными предприятиями. Налоги офшорными компаниями с украинскими корнями уплачивают по минимальной ставке, а в Украине и вовсе налогообложения удается избежать. Как утверждают эксперты, создание офшорной компании окупается очень быстро. Впрочем, цена не так уж высока. За все процедуры регистрации в некоторых офшорах можно заплатить не более $2 тыс. С помощью офшорных компаний в равной мере выгодно как выводить капитал из страны, так и возвращать его в виде инвестиций. Огромное значение имеет и тот факт, что офшорные компании позволяют скрыть реального владельца капиталов. Ведь информация о них является конфиденциальной.

    Стоит также отметить, что возможностей для вывода капиталов из страны предостаточно. Для этого используется, например, практика выплаты нерезиденту процентов по кредиту, маркетинговые услуги и т. п. Также офшорные компании могут выступать посредниками между производителем товара и покупателем. Таким образом можно снизить экспортную цену на товар. Все страны, в которых действуют офшорные зоны, эксперты разделяют на классические офшоры (Панама, Британские Виргинские острова) и низко налоговые юрисдикции (Кипр, Великобритания, Нидерланды, Люксембург). Классические офшоры привлекательны полным отсутствием налогов, отсутствием реестра владельцев и запретов на любые виды деятельности. Но такие комфортабельные условия находятся под более пристальным вниманием со стороны органов власти. Низко налоговые юрисдикции, в свою очередь, работают по льготному налогообложению и удобны для функционирования холдингов.

    «Довольно бесперспективное дело бороться с офшорными зонами, вернее бизнесом, который приходит к нам оттуда. Ведь отечественный капитал в офшоры загнала неграмотная налоговая политика, которая осуществляется уже на протяжении многих лет. Не думаю, что надо вообще бороться с этим, запрещая что-либо. Сначала необходимо сделать более комфортной (простой и прозрачной) налоговую систему, обеспечить нормальный уровень налогообложения. В результате исчезнет большинство офшорных компаний, работающих в Украине», - рассказала о своем видении решения проблемы изданию «СЕЙЧАС» народный депутат, председатель подкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Верховной Рады Ксения Ляпина.

    В свою очередь ее коллега, народный депутат Украины, председатель парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Сергей Матвиенков, уверен, что для сокращения практики деятельности разных украинских предприятий через офшорные зоны необходимы усилия правительства и контроль со стороны налоговой на местах. «Нужна добрая воля правительства для ликвидации такого рода экономических махинаций. Даже рядовой налоговый инспектор знает, как работает в его регионе то или иное предприятие, и может проанализировать объемы его доходов и объем уплаченных налогов», - отметил он в комментарии изданию «СЕЙЧАС».

    В то же время оба нардепа сошлись во мнении, что в настоящее время деятельность компаний через офшорные зоны идет намного пассивнее, чем раньше. «Ситуация меняется в зависимости от изменений в налоговой системе. Это закономерно. Впрочем, нет и оттока средств, скорее, наоборот. Именно из офшорных зон сейчас наблюдается довольно высокий уровень инвестиционных потоков в Украину», - говорит Ксения Ляпина.

    Что касается металлургии, отмечает Сергей Матвиенков, то все предприятия этой отрасли сейчас платят налоги, которые «эквивалентны объемам выпускаемой продукции». «Еще два года назад в этом плане были совсем иные показатели. Это можно считать заслугой правительства. С другой стороны, и сам бизнес уже изменился. Ведь речь идет в основном о крупных корпорациях. Их руководство понимает, что вывозить деньги за границу уже не имеет смысла, учитывая, например, необходимость внедрения новых энергосберегающих технологий и реструктуризации производства», - подытожил он.

    Главное
    Внушительные суммы оттока капитала из Украины по сравнению с иностранными инвестициями в отечественную экономику фактически является оценкой налоговой политики, которая проводится в нашей стране. Невзирая на то что деньги со временем возвращаются, время теряется бесповоротно. А с учетом того, что иностранные капиталовложения на самом деле в основном украинского происхождения, правительству следует по-новому взглянуть на инвестиционную привлекательность страны.

    Инф.

    e-finance.com.ua

    Увага!!! При передруку матеріалів з E-FINANCE.COM.UA активне посилання (не закрите в теги noindex або nofollow, а саме відкрите!!!) на портал "Фінансові новини E-FINANCE.COM.UA" обов'язкове.

    WARNING! When reprinting materials from E-FINANCE.COM.UA, it is mandatory to include an active link (not closed in noindex or nofollow tags) to the portal "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" that remains open.

    WARNUNG!!! Beim Nachdruck von Materialien von E-FINANCE.COM.UA ist ein aktiver Link (nicht geschlossen in Noindex- oder Nofollow-Tags, sondern offen!!!) zum Portal „Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA“ obligatorisch.

    OSTRZEZENIE!!! Podczas przedrukowywania materialow z E-FINANCE.COM.UA, aktywny link (nie zamkniety w tagach noindex lub nofollow, ale raczej otwarty!!!) do portalu "Finansovi novony E-FINANCE.COM.UA" jest obowiazkowy.

    Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA" обязательна.

    E-FINANCE.COM.UA
    E-mail: info@e-finance.com.ua

    © E-FINANCE.COM.UA. Усі права захищені. При використанні інформації в електронному вигляді активне посилання на e-finance.com.ua є обов'язковим. Думки авторів можуть збігатися з позицією редакції. За зміст реклами відповідальність несе рекламодавець. Права на інформацію належать e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Alle Rechte vorbehalten.
    Bei der Nutzung von Informationen in elektronischer Form ist ein aktiver Hyperlink zu e-finance.com.ua erforderlich. Die Meinungen der Autoren stimmen möglicherweise nicht mit der redaktionellen Haltung überein. Für den Inhalt der Anzeigen ist der Werbetreibende verantwortlich. Die Informationsrechte liegen bei e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. All rights reserved.
    When utilizing information in electronic format, an active hyperlink to e-finance.com.ua is required. The opinions of the authors may not align with the editorial stance. The advertiser is responsible for the content of advertisements. Information rights belong to e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Wszelkie prawa zastrzeżone.
    Podczas korzystania z informacji w formacie elektronicznym wymagane jest aktywne hiperłącze do e-finance.com.ua. Opinie autorów mogą nie pokrywać się ze stanowiskiem redakcji. Za treść ogłoszeń odpowiada reklamodawca. Prawa informacyjne należą do e-finance.com.ua.

    © E-FINANCE.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании информации в электронном формате активная гиперссылка на e-finance.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламных объявлений. Права на информацию принадлежат e-finance.com.ua.